Главное меню

ПОЗИТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

ПОЗИТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

 

Так как современное общество все еще характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильности. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений, таких, как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне плюс неумение или неспособность части населения, особенно подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями – вот те предпосылки, которые обеспечивают наркомании и алкоголизму прочные позиции в обществе.

Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению алкоголизма и других форм аддиктивного (зависимого) поведения.

Часто причинами начала употребления алкоголя и наркотических веществ являются социально-психологические сложности подросткового возраста, психологические проблемы процесса взросления.

В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.

У подростков развивается потребность во внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение значимой рефрентной группы, усиливается чувство собственного достоинства и максимализма.

Поэтому в этот период особенно важно развитие определенных социально-психологических навыков, обсуждение с подростками тех проблем, с которыми они часто сталкиваются один на один, проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и ровесниками.

Также в этот период формируется система ценностей, переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт и вырабатывается основание жизненной позиции, отношение к людям, обществу, миру и к своему месту в нем. В связи с чем, как никогда встает необходимость знания и принятия норм и правил функционирования коллектива, получения информации о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о конфликтных ситуациях и путях разрешения конфликта. Возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.

Часто в школах проводятся занятия и лекции, на которых учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Приводится пугающая статистика. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая "экспериментировать" и набивать шишки на собственных ошибках. Однако, употребление ПАВ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Что в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям.

Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия. И главным в этой работе мы считаем проведение позитивной профилактики употребления ПАВ (психоактивных веществ).

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.

Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психо-активных веществ в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по позитивной профилактике употребления ПАВ являются занятия, направленные на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья (т.е. позитивная профилактика).

Такие занятия можно проводить в рамках классных часов.

Цель:

Позитивная профилактика всех видов зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков путем формирования гармоничной личности, через осознание ценности здоровья.

Задачи:

Обучение подростков навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.

Формирование у подростков адекватной самооценки.

Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояние давлению сверстников.

Профилактика употребления ПАВ (психоактивных веществ).

Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.

Профориентация: выявление склонностей и интересов. Разработка жизненных целей и поэтапный план достижения этих целей с учетом интересов и склонностей.

Во время проведения занятий с подростками по профилактике зависимости от ПАВ мы решаем двойную задачу.

С одной стороны, на занятиях развиваются недостающие им навыки, обсуждаются важные проблемы: общения, отношения с людьми, проблемы конфликтов и стрессов.

С другой стороны, в ходе занятий вырабатывается целый комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы, с тем, чтобы подростки могли принимать решения о неупотреблении алкоголя и других психоактивных веществ на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.

Занятия основаны на уважении личности человека, его прав. При этом происходит обучение социально-психологическим навыкам и навыкам здорового образа жизни.

Эффективность проведения предложенных занятий невозможна без доверительных отношений между педагогом-психологом и учащимися. Если нет доверия к педагогу, ведущему занятия, подростки просто не будут усваивать информацию, и не смогут интериоризировать (присвоить) новый опыт.

Совместный досуг, который позволяет с пользой провести свободное время, узнать друг друга, проявить себя, что отвлекает подростков от возможности употребления ПАВ: посещение экскурсий, выставок, участие в социально значимой деятельности посёлка и школы: разработка проектов, организация и участие в праздниках и викторинах, Прогнозируемые результаты

Основным условием для осуществления является ориентированность на сотрудничество с взрослым (педагогом) и сверстниками, на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании подростком самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Подростки научатся сознательной регуляции своих поступков, ориентироваться на чувства, интересы других людей в своем поведении, умению говорить “нет” в ситуациях вовлечения в деятельность, угрожающую их здоровью (отказ от употребления ПАВ), получат основные навыки в общении с окружающими, в разрешении конфликтных ситуаций. Узнают свои склонности и интересы, наметят свой профессиональный путь. Что, безусловно, окажет благотворное влияние на взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками.

Использование различных методик на занятиях: тренинги, игры (ролевые, деловые и т.д.), викторины.

Помимо клубных дней предусматриваются экскурсии, посещение выставок, участие в городских праздниках и мероприятиях.

Каждое занятие состоит из трех блоков:

Информационно-дидактическая часть.

Анкетирование/тестирование.

Тренинг на усвоение полученной информации и закрепление необходимых навыков поведения.

Информационно-дидактическая часть

Информационно-дидактическая часть содержит постановку проблемы и основные положения по заявленной проблеме, которые рекомендуется проработать в тренинговой части занятия. Подобный подход позволяет вести скрытую профилактику отклоняющегося поведения среди подростков этой возрастной группы и дает возможность для свободного выражения позиций подростка.

Анкетирование/тестирование

Анкетирование/тестирование направлены на самопознание, помогает выявить личностные особенности и уровень мотивации подростков, позволяет актуализировать полученную в первой части занятия информацию, а также постепенно включает учащихся в активную часть тренингового занятия.

Тренинг

Тренинг направлен на личностный рост, на осознание основных положений информационно-дидактического блока занятий, на закрепление навыков безопасного поведения и содержит прямые и косвенные методики предупреждения развития девиантных тенденций, в первую очередь опасности употребления ПАВ, учитывая возрастные особенности подростков.

Специальные мероприятия необходимы, поскольку имеют целью символическое отреагирование накопившихся, но не выраженных чувств, настрой на обычные дела. Домашнее задание может включать в себя наблюдение за собой, за реакциями окружающих в определенные моменты жизни, с целью обогащения своего опыта, анализа и обсуждения.

  Общие вопросы злоупотребления и профилактики ПАВ

Понятие и виды ПАВ

Профилактика злоупотребления ПАВ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в семье

Роль семьи в формировании зависимости употребления ПАВ

Семья в профилактике злоупотребления ПАВ

В настоящее время в сложной социально- экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенностью жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся. Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени. Основное направление, имеющее большой потенциал и ресурс эффективности в деле первичной психолого-педагогической профилактики - организация досуговой деятельности подростков. Свободное время подростка - это тот ресурс, который необходимо использовать оптимально. Задача родителей и педагогов совместно с подростком организовать его так, что бы оно служило делу развития, воспитания и становления личности подростка.

Свободное время, организованное оптимально, с учетом интересов, связанное с удовлетворением потребностей подростков в общении, познании окружающего мира предоставляющее возможность подростку заниматься актуальной для него деятельностью, - это залог того, что подросток найдет для себя сферу реализации, приобретет навыки общения, а также, вполне возможно, первичные профессиональные навыки, будет приобщен к культурным основам, созданным человечеством. Таким образом, подросток окажется вовлеченным в активную жизнь с возможностью самореализации и целенаправленного дальнейшего развития .

Объект исследования: процесс профилактики злоупотребления психоактивными веществами

Предмет исследования: профилактика злоупотребления психоактивными веществами в семье

Цель – выявить возможности семьи в профилактике ПАВ среди учащихся подросткового возраста

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и виды психоактивных веществ;
  1. Определить общие вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
  1. Выявить роль семьи в формировании зависимости употребления психоактивных веществ;
  1. Определить возможности семьи в профилактике злоупотребления подростками психоактивными веществами.

Методы исследования:

Анализ научно–методической литературы, анализ опыта работы современной школы по данной проблеме, анализ статистики наркологических диспансеров по проблеме наркомании и алкоголизма.

Общие вопросы злоупотребления и профилактики ПАВ

Психоактивные вещества — любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния, это совокупность наркотических и токсикоманических средств, применяемых для изменения психического состояния и способных привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании).

Эти изменения могут носить как положительный (лечебный) характер, так и отрицательный, например деградация психики при злоупотреблении наркотиками.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, вызывающие привыкание и/или запрещённые законодательством, считаются наркотиками.

Нейротро́пные сре́дства — обширная группа лекарственных средств, оказывающие действие на нервную систему — центральную и периферическую. Могут угнетать или стимулировать передачу нервного возбуждения в различных отделах (центральной) нервной системы, понижать или повышать чувствительность нервных окончаний в периферических нервах, воздействовать на разные типы рецепторов синапсов

По происхождению психоактивные вещества и наркотики делятся на растительные, полусинтетические (синтезируемые на основе растительного сырья) и синтетические, также делят по способу действия на организм. Не все психоактивные вещества являются наркотиками, но все наркотики являются психоактивными веществами. Разделение психоактивных веществ может также проводиться как по их химическому строению, так и по действию, которое они оказывают на поведение человека, и которое можно субъективно ощутить. Существуют также комбинированные классификации.

Чем меньшее количество вещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, тем более сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например, каноническая доза равна 100 микрограммов, в то время как для этанола доза измеряется десятками граммов. В зависимости от особенностей метаболизма индивида вещество может на него почти не действовать или действовать гораздо сильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах вещества на килограмм веса.

Деление по силе зависимости неоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ считаются героин, кокаин и иногда никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты и стимуляторы, как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимость могут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различные препараты могут быть очень индивидуальны.

Кофе и чай, содержащие пурины, оказывают лёгкий стимулирующий эффект. Под «лёгкими наркотиками» обычно подразумевают марихуану и иногда некоторые психоделики.

На ЦНС психоактивные вещества оказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияние сопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходит это влияние

В организм психоактивные вещества могут попадать самыми разными путями, распространённые способы -

  • · перорально, через пищеварительную систему,
  • · инъекционно — внутримышечно или внутривенно,
  • · через слизистые, в том числе интраназально (через носоглотку путём вдыхания измельчённого вещества),
  • · через лёгкие, путём курения или вдыхания паров.

Психоактивное вещество проходит сложный путь в организме, в зависимости от способа принятия может перерабатываться организмом в производные, и, проходя через гематоэнцефалический барьер, воздействует на передачу нейронами нервных импульсов, например, через баланс нейромедиаторов в мозге, изменяя таким образом работу нервной системы.

Чем выше толерантность употребляющего к веществу, тем большие дозы ему необходимы для получения ожидаемого эффекта. Обычно толерантность вырабатывается при приёме вещества и со временем уходит на спад. Быстро толерантность формируется у кофеина и опиатов. Чем чаще и больше вещества употребляется — тем быстрее растёт толерантность.

Своеобразной толерантностью обладают классические психоделики (ЛСД, псилоцибин, мескалин) — при приеме одного из этих веществ толерантность возрастает очень быстро, буквально через несколько часов после начала действия, но полностью спадает приблизительно за неделю. Более того, для психоделиков характерна кросстолерантность; к примеру, прием псилоцибина на следующий день после приема ЛСД, в зависимости от индивидуальной восприимчивости и количества вещества, либо вообще не даст никакого эффекта, либо эффект будет значительно снижен и непродолжителен. Кросстолерантность психоделиков также полностью исчезает приблизительно за одну неделю[19, с. 27].

Отмечают, что у некоторых веществ, например, у сальвинорина, природного диссоциатива, содержащегося в мексиканском шалфее Salvia divinorum, может отмечаться обратная толерантность, означающая феномен того, что при длительном употреблении для достижения одного и того же эффекта требуется меньшее количество вещества.

Обычно формирование зависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением. Хотя действие веществ на человека очень индивидуально, можно сказать, что наиболее быстро из распространённых веществ зависимость формируется при приёме героина и «винта» (кустарно приготовленного стимулятора первитина и его производных), также можно выделить психостимуляторы кокаин и амфетамин.

Существует мнение, что психологическую зависимость вызывают вещества, действующие на обращение в организме эндогенных нейромедиаторов (количество которых ограниченно, баланс восстанавливается постепенно), а физическую — непосредственно воздействующие на нервную систему (для употребления таких веществ ради удовольствия характерно постоянное повышение дозы). Характер воздействия в обоих случаях имеет под собой нейрохимическую основу, затрагивающую психику человека.

Физиологическая зависимость формируется, когда организм привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ в организм и снижает их эндогенную выработку, таким образом, при прекращении поступления вещества в организм в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в этом веществе.

Психологическая зависимость связывается в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими человека к повторению опыта их употребления. Под действием опиатов человек может не чувствовать боли и тревог, одним из вариантов действия стимуляторов является повышение самооценки и энергичности. Однако зависимость может формироваться и при употреблении других веществ, например диссоциативов, которые вызывают распад сознания (в трип-репортах сообщается даже о переживаниях смерти под их действием); переживания и визуальные эффекты от психоделиков часто вообще не могут быть описаны как приятные, тем не менее, при частом употреблении эти вещества могут вызывать разрыв с реальностью, связанный с эскапистским характером психоделического опыта. Интоксикация каннабисом помогает от депрессии,http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF - cite_note-11 при этом постоянному употреблению марихуаны или замещающих её смесей сопутствует ряд психосоциальных проблем.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF - cite_note-12

В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц с сформированной зависимостью от наркотиков - больных наркоманией и токсикоманий. Наркозависимые группы населения стремительно "молодеют". Уровень этой наркотизации все более захватывает среду подростков

Данные по злоупотреблению ПАВ среди несовершеннолетних за последние 5 лет и данные по темпу формирования наркоманий среди детей и подростков. Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ

В большинстве регионов среди лиц, злоупотребляющих наркотиками, наибольшее распространение имеют традиционные для страны наркотики растительного происхождения - мак, конопля и их производные. 9О% подростков, больных наркоманией, употребляют опиаты, затем идет гашиш (производное конопли) - 3%, более 4% подростков имеют диагноз полинаркомания. В последнее время рынок насыщается препаратами, вызывающими быструю психическую и физическую зависимость - героин, амфетамины, кокаин. В приграничных областях отмечается массированное поступление опия иранского, афганского и среднеазиатского происхождения, который вытесняет из незаконного оборота мак. Наблюдается также распространение наркотиков амфетаминовой группы (стимуляторов) типа "экстази", в основном доставляющихся из Москвы, Санкт-Петербурга. Эти наркотические средства также начали заменять традиционные наркотики растительного происхождения. Из сильнодействующих веществ наибольшее распространение получил контрабандно ввозимый через территорию Украины из Болгарии и Турции эфедрин, являющийся сырьем для производства сильнодействующего наркотика - эфедрона

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками.

- Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

- Появляется отчужденность, эмоционально"холодное"отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

- Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

- Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

- Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

- Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.

- Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

- Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.

- Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.

- Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

- "Беспричинное" сужение или расширение зрачков.

Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания.

При оценке употребления психоактивных веществ всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.

1.2 Профилактика злоупотребления ПАВ

Несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.

Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики [37].

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска. Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи пол

олной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков

Список литературы

  1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.
  1. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.
  1. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.
  1. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.
  1. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.
  1. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.
  1. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. - 105с.
  1. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.
  1. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983. - 437 с.
  1. Личко, А.Е. Подростковая наркомания [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М., 1991. - 334с.
  1. Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников [Текст] / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. — Владимир, 1995. - 470с.
  1. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррек
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Титова Н.М.

Учитель русского языка и литературы

Февраль 2021
28
Воскресенье
"Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться." - Леонардо да Винчи
Самое актуальное
25
ФЕВРАЛЯ
«Любовью к родине дыша…»
Подробнее
22
ФЕВРАЛЯ
Подарок ветерану
Подробнее
18
ФЕВРАЛЯ
Итоги районных соревнований по стрельбе из пневматической винтовки
Подробнее
18
ФЕВРАЛЯ
Защитникам Отечества посвящается
Подробнее
17
ФЕВРАЛЯ
Музейный урок «Поклон и память поколений»
Подробнее
15
ФЕВРАЛЯ
Классный час «Как живут экспонаты в музее»
Подробнее
24
ФЕВРАЛЯ
Книжная выставка "Родной свой край люби и знай!"
Подробнее
18-27
ЯНВАРЯ
Кусочек блокадного хлеба с надеждой на жизнь!
Подробнее
27
ЯНВАРЯ
Памяти жертв Холокоста посвящается…
Подробнее
18
ЯНВАРЯ
"Помнить... и никогда не забывать!"
Подробнее

Copyright © 2021 МКОУ Новогольеланская средняя общеобразовательная школа 
Разработка и поддержка сайтов Vl.V.Studio