Воспитательная концепция

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новогольеланская СОШ

с. Новогольелань, ул. Октябрьская, 19

Грибановского района Воронежской области

тел. 8(47348) 32-6-37

 

 

Воспитательная система

МОУ Новогольеланской СОШ

Перечень материалов:

1. Концепция воспитательной системы «Социализация личности»

1) Введение

2) Цель и задачи концепции воспитательной системы

3) Основные принципы и подходы реализации концепции воспитательной системы

4) Основные направления в воспитании

5) Этапы и условия реализации концепции

6) Ожидаемый результат воспитательного воздействия

7) Управление воспитательной системой

8) Материально-техническое обеспечение

9) Научно-методическое обеспечение

10) Источники

2. Описание основных способов достижения целей воспитательной системы

3. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой

4. Приложения

 

Автор: Ширяева Елена Викторовна 

1. Концепция воспитательной системы «Социализация личности» 

Введение

В период модернизации системы образования возникают множество вопросов, связанных с актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. МОУ Новогольеланская СОШ расположена в сельской местности, и нас тоже коснулись те же проблемы, что волнуют всех воспитателей страны. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведёт к уменьшению числа учащихся, увеличению количества малокомплектных школ, оттоку молодых специалистов в другие сферы деятельности.

Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой.

В настоящее время термин «воспитание» имеет у различных авторов педагогически различные значения. Нам ближе всего определение «воспитание», данное доктором педагогических наук, академиком Н. Е. Щурковой: воспитание как целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом вхождение ребенка в контекст культуры современного ему общества и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека. В этом определении процесса воспитания затронуты важнейшие аспекты духовно-нравственного воспитания и социализации личности ребенка в современном обществе.

Процесс воспитания, в силу исторического развития нашей страны, менял приоритеты в соответствии с социально-экономическим развитием страны, общечеловеческими нормами морали и права. Поэтому, разрабатывая концепцию воспитательной работы школы как образовательного учреждения, педагогический коллектив учитывал особенности и тенденции в развитии современного российского общества, где процесс воспитания характеризуется следующими особенностями:

  1. сильнейшим влиянием средств массовой информации (СМИ), где чаще всего учащиеся видят сцены насилия, наркомании, бездуховности, преклонения перед западным образом жизни;
  2. влиянием социума;
  3. отсутствием четкой жизненной ориентации и целеполагания подростка на ближайшее будущее. Возрождение российского общества возможно только при формировании у подрастающего поколения высоких моральных качеств.

Мы предполагаем, что реализация основных положений концепции позволит совершенствовать механизм развития воспитания в школе, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.

Принимаемая Концепция определяет основы:

  • разработки новой программы воспитательной деятельности;
  • совершенствования системы управления развитием воспитания;
  • повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
  • обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания
Цель и задачи концепции воспитательной системы

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание учащимся помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, в сохранении и укреплении здоровья; создание условий для самореализации личности.

Сегодня всем очевидно: сельским детям необходимо образование, приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности ребенка.

Целью программы развития МОУ Новогольеланской СОШ является создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающий уровневое развитие детей и активизацию их познавательных интересов в свободное время, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.

Главные задачи программы развития школы:

  • комплексное решение проблемы укрепления и сохранения здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
  • получение нового качества общего образования учащихся на основе предпрофильного и профильного обучения.

Целью воспитательной работы школы является свободное и всестороннее развитие личности, а высшей ценностью - достигнутые в ходе взаимодействия субъектов воспитательного процесса самореализация, высокое качество жизни, уверенность в гармоничных взаимоотношениях с природой, социумом, культурой, в дальнейшем росте своего личностного и творческого потенциала в гражданском обществе.

Достижение цели воспитательной работы обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование личностного и интеллектуального потенциала, способствующего овладению учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, становлению в нем;
  • использование всех возможных средств для воспитания у детей общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей культуры России;
  • развитие коммуникативных, практических умений и навыков; содействие овладению учащимися приемов и методов самопознания, саморазвития;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи;
  • дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной  работы;
  • межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • активизация профилактической работы при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, семьями учащихся;
  • выполнение социального заказа государства и общества, сообразно особенностям школы и ее жизнедеятельности.
Основные принципы и подходы реализации концепции воспитательной системы

МОУ Новогольеланская СОШ - сельская школа, педагогический центр воспитательной работы в селе. Это предполагает педагогическое руководство воспитательными силами социальной среды, координацию их воспитательных усилий, методическую помощь и помощь родителей. Наш анализ свидетельствует о том, что общеобразовательная школа может лишь частично обеспечить формирование опыта решения некоторых нравственных, эстетических, коммуникативных и конкретных социальных проблем. Индивидуально воспринимаемый опыт родителей также не гарантирует школьникам успешности социальной адаптации.

Для воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее подсистемами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой воспитательная система проявляет свою целостность. Воспитательная система интегрирует все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, придает процессу воспитания системный характер.

Важную роль здесь играют педагогические составляющие сельской среды - природное окружение, сопровождающее ребенка с момента рождения, сельскохозяйственная производственная жизнь взрослых, в которой он так или иначе с ранних лет принимает участие, сохранившиеся традиции. В современном обществе успешность гражданской социализации подрастающего поколения существенно зависит от социального окружения школьника, от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, норму поведения. В данном случае мы имеем в виду все формирующее личность пространство, т. е. школу, семью, средовое влияние на личность, социальные институты, СМИ, как в организованных, так и в неорганизованных педагогических формах их влияния на развитие подрастающего поколения, формирование их социального опыта.

Необходимо отметить и другие особенности, положительно влияющие на учебно-воспитательную работу нашего учебного заведения:

  • глубокое знание нашими учителями условий жизни и быта своих учеников;
  • мы располагаем оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем.
  • в наших возможностях создание воспитательной среды, позволяющей через включение учащихся в разнообразные виды воспитывающей общественно полезной созидательной деятельности на селе, создавать условия для развития разносторонних умений, навыков, интересов детей, организации содержательного досуга детей и взрослых;
  • проживая на территории села Новогольелань, большинство родителей учащихся принадлежат к одному трудовому коллективу. По нашим данным около 50% родителей нашей школы регулярно посещают разнообразные мероприятия, организуемые в стенах нашего учебного заведения. Мы имеем возможность активно влиять на оздоровление условий семейного воспитания на основе дифференцированного подхода к каждой семье, с учетом проведенного изучения и диагностики характера семейного неблагополучия и неблагоприятного влияния ближайшего окружения.

Все это свидетельствует о наличии большого воспитательного потенциала нашего учебного заведения, реализация которого без сомнения, благотворно повлияет на решение поставленной цели развития школы.

В основу настоящей воспитательной системы положено понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом  развития  личности, то МОУ Новогольеланская СОШ ориентируется на создание оптимальных условий для интеллектуального, умственного, творческого и физического развития личности учащихся, самореализации ученика. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни является основой для формирования духовно-нравственной и здоровой личности.

В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической помощи учащимся в процессе включения в активную жизнь школы. Привлечение родителей в процесс воспитания становится одной из актуальных проблем воспитательной работы. Семья учащегося должна быть равноправным участником воспитательного процесса в школе, необходимо шире привлекать родителей.

Ученический и педагогический коллективы тесно сотрудничают:

  • с организациями, находящимися на территории села Новогольелань: КХ «Лига», сельским Домом Культуры (СДК), сельской библиотекой, Новогольеланским ФАПом;
  • структурами власти и опеки Грибановского района: Грибановским отделом по образованию и делам молодёжи, ДЮЦ (детско-юношеским центром), ЦДТ (центром дополнительного образования детей), инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты, правоохранительными органами и другими учреждениями.

Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых являются дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку процесса самовыражения личностей учащихся и педагогов. Учителя имеют возможность для самовыражения как в профессиональной сфере посредством организации и участия в преподавательской, воспитательной (использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя, организация кружковой, секционной деятельности), управленческой (руководство МО, педагогическим и ученическим коллективами) деятельности, так и непрофессиональной сфере посредством развития и проявления своих способностей в различных видах искусства, спорта и т.д. Учащимся создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом, в соответствии с их возрастными особенностями.

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитывать духовно-нравственную, здоровую, физически развитую личность учащегося, гражданина-патриота. 

Принцип гуманистического воспитания предполагает, что учащиеся являются субъектом воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности воспитательной работы – объединение учащихся и учителей в единый коллектив, способный работать на благо развития личности учащегося.

Принцип научности - использование достижений науки в процессе воспитания.

Принцип реальности предполагает тесную координацию целей направлений воспитания с объективными тенденциями развития общества.

Личностно-ориентированный принцип воспитания предполагает признание личности учащегося  высшей социальной ценностью. Индивидуализация и дифференциация  процесса воспитания служит для перспективы роста личности учащегося.

Принцип природособразности воспитания предполагает, что оно основывается на взаимосвязи природных и социокультурных процессов, возрастных особенностей, пола, особенностей психологии и физиологии учащихся.

Культурологический  принцип обеспечивает приобщение учащихся к культуре своего народа, к культуре народов России.

Принцип деятельного подхода в воспитании состоит в том, что учащийся живет реальной жизнью сегодня. И учащемуся нужна сегодняшняя интересная жизнь в зависимости от его конкретных потребностей: учебная, трудовая, физическая, творческая и т. д.

Принцип целостного подхода – воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип индивидуальности  воспитания предполагает адресный процесс, направленный на конкретного учащегося.

Принцип дифференциации воспитания предполагает учет этнических, религиозных, исторических условий развития общества, признание уникальности участников воспитательного процесса.

Принцип демократичности предполагает  использование демократии в процессе воспитания.

Принцип толерантности предполагает воспитание терпимости ко всему окружающему.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать учащегося комплексно. Следует провести воспитательный процесс таким образом, чтобы раскрывались разносторонние интересы личности учащегося.

Перечисленные выше принципы воспитания составляют основу системы воспитания в МОУ Новогольеланской СОШ.

Основные направления в воспитании

Направления содержания воспитания

Формы и методы воспитательной работы

Ожидаемый результат

1.Формирование ЗОЖ, развитие представлений о здоровье (физическом, психическом, духовном)

Медицинский осмотр обучающихся врачом Новогольеланского ФАПа.

Пропаганда и популяризация здорового образа жизни;

мотивация школьников на здоровый образ жизни.

Тестирование обучающихся по физической культуре.

Районная Спартакиада.

Беседа по правилам дорожного движения.

Организация работы спортивных секций.

Работа по профилактической программе «Поддержи и защити».

Первенство школы по футболу.

Первенство  школы по отдельным видам легкой атлетики.

Дни Здоровья.

 Первенство  школы по волейболу.

Конкурс  детей с родителями: «Папа, мама и я – спортивная семья».

Весенний кросс.

2.Воспитание духовно-нравственных ценностей

Концертная программа ко Дню Знаний.

Знание и понимание роли духовно-нравственных

ценностей в жизни человека и общества,

стремление к духовному совершенствованию, понимание взаимосвязи внутренней и внешней свободы человека

Концертная программа ко Дню Учителя.

Концертная программа ко Дню матери.

Концертная программа к Международному Женскому дню.

Митинг  у памятника. Возложение цветов

Весенняя Неделя добра

3.Гражданско-патриотическое воспитание

Оформление  кабинета ОБЖ.

Формирование гражданского самосознания,

правовой культуры учащихся,

гражданской позиции, сознания долга перед семьей,

народом и Родиной, участие в решении насущных

общественно-политических, трудовых,

социально-культурных проблем села.

Оформление  стенда: «Выпускники Новогольеланской школы – в рядах Вооруженных Сил России».

Тематический классный час: «Конвенция  ООН о правах ребенка».

Социальное проектирование «Я – гражданин России».

Встречи обучающихся  школы с представителями правоохранительных органов Грибановского района (инспекции по делам несовершеннолетних, милиции, прокуратуры).

Месячник военно-патриотической и оборонно-спортивной работы.

Месячник права.

День согласия и примирения

Организация поисковой работы по изучению и сбору материалов о воинских и трудовых подвигах земляков.

День защиты детей.

Организация в музее, библиотеках тематических экспозиций, выставок и выпуск изданий, посвященных знаменательным событиям военной истории Отечества и истории государственной символики РФ.

Организация военизированных сборов для юношей 10 класса.

Митинг  у памятника. Возложение цветов.

День памяти и скорби.

4.Воспитание экологической культуры

Субботники.

Гуманное отношение к живой природе,

ответственности за все живое на планете;

развитие познавательного интереса.

Вeceнняя Неделя добра

5.Семейное воспитание

День матери  (праздничная программа по классам с чаепитием).

Установление доверительных отношений

между учащимися, родителями и педагогами,

воспитание уважения к старшим, братьям и сестрам,

развитие потребности заботиться о престарелых и больных,

формирование навыков ведения домашнего хозяйства.

Общие праздники и игры

Конкурс  детей с родителями: «Папа, мама и я – спортивная семья».

6.Художест-венно-эстетическое воспитание

Подготовка тематических картин к праздникам для актового зала школы

Реализация творческого потенциала школьников;

саморазвитие личности, способной к творческому

преобразованию мира; развитие эстетического

мироощущения, потребности в прекрасном,

способности к художественному мышлению и тонким

эмоциональным отношениям

Конкурс художников

7.Трудовое воспитание, профориента-

ция

Создание ученической производственной бригады по уходу за свеклой.

Интенсивная и всесторонняя подготовка

к включению выпускника в трудовую

деятельность, обеспечивающую ему экономическую

независимость, наполняющую смыслом его жизнь, возрождение и развитие традиций села, связанных со спецификой сельскохозяйственного производства, особенностями

сельского образа жизни, участие в производственной

деятельности тружеников базового хозяйства, участие в сельскохозяйственном труде.

Осенние работы на пришкольном опытном участке.

Профориентационная работа, направленная на сельскохозяйственные профессии.

Мелкий ремонт  школьной мебели и оборудования в учебных кабинетах.

Цикл бесед: «Труд-главное в жизни человека».

Весенние  работы на пришкольном участке.

Уборка закрепленного участка на территории школы.

Традиционные дела школы

День знаний (праздничная программа).

Рождение и укрепление своих традиций,

где хранителями являются не только администрация,

но что самое важное, дети, учащиеся и их родители.

День Учителя (праздничная программа).

Осенний бал.

Районные предметные олимпиады.

Профилактическая акция «Спасибо, нет!»

Международный день борьбы против СПИДа

День героев Отечества

Мероприятия по встрече Нового года.

Месячник военно-патриотической и оборонно-спортивной работы.

Международный  Женский День (праздничная программа).

День защиты детей.

День Победы (митинг, возложение цветов).

Международный день семьи.

Последний Звонок.

Выпускной бал.

Выборы актива классов и школы. Организация деятельности органов

ученического самоуправления

Выборы президента детской разновозрастной организации «Школьная страна».

 Выявление подлинных лидеров в классах,

способных повести за собой остальных на организацию и проведение различных воспитательных мероприятий по интересам и потребностям учащихся

Создание необходимых условий для эффективного развития и действия ученического самоуправления, удовлетворяющего потребности учащихся в развитии.

Выборы Председателя Школьного правительства, Министров.

«День Дублёра» (день самоуправления).

Инаугурация Президента.

Праздник «День учителя».

Осенний бал.

Праздник «День влюбленных».

Концерт к 8-ому Марта.

Дни здоровья.

Выпуск школьной газеты «Школьная планета»

Праздник «Честь школы – моя Честь!»

Дополнитель-

ное образование

Уточнение  списка объединений, работающих в школе. Распределение обучающихся.

Создание необходимых условий для проявления творческих потенциалов учащихся.

Определение режима работы объединений.

Занятия.

Итоги работы объединений дополнительного образования. Выставка детского творчества.

Работа с обучающимися «группы риска».

Обследование жилищно-бытовых условий.

  Создание в  МОУ системы социальной защиты подростков и их адаптации в ученическом коллективе. 

Вовлечение детей «группы риска» в объединения дополнительного образования и секции.

Индивидуальная воспитательная работа.

Постоянный контроль со стороны классных рукодителей.

Работа с родителями обучающихся.

Посещение родителей на дому.

Создание  эффективной системы взаимоотношений единомышленников: воспитателей и родителей учащихся. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей учащихся.   

Работа по профилактической программе «Поддержи и защити».

Воспитательная работа с родителями обучающихся  согласно плану воспитательной работы в классах.

Классные родительские собрания

Общешкольные родительские собрания. Родительский, педагогический всеобуч.

Дни открытых дверей.

Привлечение  родителей для проведения воспитательных мероприятий.

Приглашение на Совет по профилактике родителей детей, входящих в «группу риска» и семей «социального риска».

Этапы и условия реализации концепции

Этапы

Мероприятия

1. Подготовительный (август, 2011г.)

Цель - выявить позитивный опыт воспитания в школе, опре­делить приоритетные направ­ления его развития.

1. Педсовет

2. Создали проблемные группы по разработке концепции воспитательной системы.

3. Предварительно диагностировали   уровень    воспитанности школьников.

4. Обсуждение по организации внеурочной деятельности в начальной школе  согласно ФГОС. Определение основных направлений внеурочной деятельности в начальной школе.

2. Прогностический

(2011-2012)

Цель - разработать концепцию, подготовив условия для внедрения программы воспитательной деятельности на 2011-2015годы

1. Разработка концепции воспитательной сис­темы школы.

2. Моделирование структуры управления воспи­тательной системы школы.

3. Разработка модели идеала выпускника.

5. Определение пути формирования гуманисти­ческой позиции учителя (педсовет).

6. Разработка  воспитательной программы деятельности на основе концепции развития воспитатель­ной системы школы.

3. Практический

(2012-2014)

Цель - реализация про­граммы воспитательной деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.

1. Проведение школьного мониторинга по проблеме «Обеспечение воспитания школьников на осно­ве новой концепции воспитательной системы».

2. Организация комплексного изучения лично­сти школьника (по ступеням обучения), сопоставление его развития, его ценностных ориентиров с моделью идеала выпускника.

4. Обобщающий

(2014-2015)

Цель - обобщить позитив­ный опыт реализации концепции воспитательной системы шко­лы.

1. Выявление уровня влияния воспитательной сре­ды школы на уровень воспитанности школьников.

2. Анализ  и  коррекция  воспитательной  программы, внесение корректив в воспитательную систему школы.

3. Выявление и оценка реальных результатов

Условия действия и развития концепции воспитательной системы

1)высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, его профессиональной компетентности; 

2)преодоление барьера между обучением и воспитанием путем значительного повышения воспитательных функций урока, целенаправленного повышения интеллектуального, познавательного, культурного уровня всех воспитательных мер; 

3)ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию ее результатов; 

4)постоянный творческий поиск каждым педагогом форм, методов, приемов, средств достижения поставленных целей; 

5)создание в школе микроклимата доброжелательности, гласности.

Ожидаемый результат воспитательного воздействия

Общим результатом реализации концепции должен стать систематический выпуск из стен школы воспитанников, соответствующих параметрам модели личности учащегося МОУ «Новогольеланская средняя общеобразовательная школа». Модель личности выпускника каждой школьной ступени будет своей: 

Модель личности выпускника первой ступени – 1 – 4 классы:

  • ребёнок физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу,  своё село, страну;
  • ребёнок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки; ребёнок, приученный в жизни в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный. 

Модель личности выпускника второй ступени – 5 – 9 классы:

  • подросток, осознающий цели жизни;
  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
  • подросток, любящий свою семью;
  • подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся. 

Модель личности выпускника третей ступени – 10 – 11 классы: 

  • физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
  • это свободная личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
  • личность со сформированными понятиями чести, долга, честности, дружбы и любви;
  • основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к решению новых проблем и творческому отношению к действительности, умения критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной жизни проблемы, находить пути рационального их решения; быть способным генерировать новые идеи;
  • личность, знающая свою родословную, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;
  • личность, социально защищённая и закалённая, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, умеющая гибко адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания;
  • личность, обладающая навыками социального взаимодействия, умеющая быть коммуникабельной в различных социальных группах;
  • личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования, владеющая системой общих и профессиональных интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов учебно-познавательной и профильно-ориентированной деятельности; 

   Иными словами выпускник должен обладать определенными качествами личности, отвечающими, с одной стороны, потребностям развивающегося в новых экономических и социальных условиях общества, а с другой, быть способным к активной жизни и деятельности в этом гражданском обществе.

Управление воспитательной системой

Наша школа - это педагогическая система, эффективность которой зависит от обоснованности всех составляющих эту систему компонентов (целей, содержания, методов, средств, организационных форм вовлечения учащихся в познавательную, воспитательную и развивающую деятельности) как составных частей активной жизнедеятельности детей в период обучения и воспитания. Все компоненты данной педагогической системы взаимосвязаны. Поэтому эффективность работы системы в целом может быть достигнута только при условии оптимальности всех входящих в систему компонентов. 

   Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности,  реализацию проектов.

Управление воспитательным процессом осуществляют следующие группы: 

1. группа, формирующая социальный заказ в виде цели и задач.  

2. группа, для осуществления воспитывающей деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.  

3. группа решающая специальные воспитательные задачи – вспомогательные службы.    

Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии:  

1.Директор школы – осуществляет руководство школой на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, областном, районном, так  и на местном уровне.

2.Управляющий Совет школы – общественный коллегиальный орган, координирующий деятельность ученического, педагогического и родительского коллективов, направленную на эффективное функционирование и развитие учебного заведения; совет контролирует рациональное расходование бюджетных средств и способствует развитию дополнительных источников финансирования.

3.Педагогический совет – орган коллективной мыследеятельности и педагогического диагностирования, формирующий новое педагогическое мышление, отношения сотрудничества для реализации основных задач школы; это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса, объединяющий всех педагогических работников школы, являющийся постоянно действующим общественным органом для рассмотрения основных текущих и перспективных вопросов учебно-воспитательной работы.

4.Общешкольная конференция – высший орган самоуправления, который  утверждает основные направления развития школы, рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него.

5. Грибановский отдел образования и делам молодёжи, ЦДТ, ДЮЦ

Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:

1.Заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе – осуществляют организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.

2.Классные руководители – осуществляют воспитательную работу с классами на  коллективном и  индивидуальном уровне, помогают в проведении общешкольных дел, ведут работу с родителями.

3.Педагог-организатор  – способствует развитию и деятельности детской общественной организации в школе, программирует её деятельность с учётом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

4.Учителя-предметники – реализуют воспитательную работу через работу с микрогруппами и отдельными учащимися, проводят тематические мероприятия в школе.

5.Совет учащихся – образует советы дел по разработке и проведению школьных акций и отдельных дел, организуют работу классных коллективов и отдельных детей.

6.Наркопост – орган, проводящий комплексную профилактическую работу в школе для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия к употреблению психоактивных веществ.

7.Совет по профилактике преступлений и правонарушений с учащимися - ведут профилактическую работу с группой риска, разбирают правонарушения, совершенные в школе, проводят мероприятия по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.

К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам:

1.Блок дополнительного образования – составная часть внеурочной деятельности учащихся по интересам.

2.Детская организация «Беспокойные сердца» - создана для развития коммуникативных и организаторских способностей, познавательного интереса, нравственных качеств и повышения этической культуры общения.

3.Детская разновозрастная организация «Школьная страна» - характеризуется управленческой иерархией, построенной на демократических началах; активным творческим поиском в учебной, исследовательской, внеурочной деятельности; полноправным участием в делах школы.  

4.Отряд волонтёров «Искра» - пропаганда ЗОЖ, помощь ветеранам, одиноким, пожилым людям. 

 

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Основное место в управляемой системе нашей школы принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы.

Большое значение в реализации проблемы социального самоопределения наших учащихся мы придаем ученическому самоуправлению. В нашей школе самоуправление является не целью, а средством воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Работа над поставленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве учителей, учащихся и родителей. 

Структура самоуправления в нашей школе трёхуровневая:

1 уровень – ученическое самоуправление в классных коллективах: классное ученическое собрание; рабочие органы самоуправления в городах.

2 уровень – школьное ученическое самоуправление: общее собрание учащихся (конференция); cовет учащихся школы, в который входят президент и председатель правительства, мэры городов,  Кабинет министров (министры культуры, спорта, внутренних дел, финансов, печати, шефства, по образованию).

3 уровень – общешкольное самоуправление: управляющий совет школы, в состав которого входят учащиеся, избранные от классов, члены родительского комитета школы, педагогического совета школы и представитель от технических работников.

 

Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях: учеба, труд, спорт и укрепление здоровья, общение, журналистика, туризм и краеведение, общественно-полезная работа и др.

Весь ученический коллектив школы представляет собой Школьную страну. Главой Школьной страны является Президент. Выборы президента проводятся ежегодно в соответствии с законом о выборах президента Школьной страны. Все учащиеся школы с 1-го по 11-й класс являются жителями Школьной страны, образуя свои классы-города. Классы-города объединяются в три республики:

- младшее звено – «Детвора» (классы-города, объединяющие учащихся 1 – 4 классов);

- среднее звено – «Озорник» (классы-города, объединяющие учащихся 5 – 7 классов);

- старшее звено – «Ровесник» (классы-города, объединяющие учащихся 8-11 классов).

Школьная страна имеет свой флаг, гимн и органы власти, возлагаемые президентом. Каждый город имеет свои название, флаг и герб, которые определяются самостоятельно жителями города. В каждом городе избираются органы власти, возлагаемые мэром города. Классный руководитель является равноправным жителем города. Классы-города живут по законам Школьной страны, которые изложены в Конституции Школьной страны, и строят свою работу в соответствии с планом воспитательной работы школы.  

Принимая участие в различных учебно-воспитательных мероприятиях, жители получают денежные вознаграждения согласно положению о награждении учащихся. Единой валютой школьной страны является «школярик». Для выдачи денежных средств (школяриков) организуется Министерство финансов и Школьный банк. За нарушение Конституции Школьной страны с городов взимается штраф.   В конце учебного года на празднике «Честь школы – моя честь!» лучшие города получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший город Школьной страны.

Работа органов детского самоуправления строится на игровой основе. Совет учащихся, в который входят представители всех классов, утверждает правительство Школьной страны. Его учебный сектор становится Министерством образования, спортивный сектор – Министерством спорта и т.д. Каждое министерство определяет свою символику и систему работы. Занимаясь подобной деятельностью, учащиеся приобретают навыки делового общения, учатся межличностному взаимодействию, развивают социальную и творческую активность, что способствует удовлетворению их потребностей в самоопределении и самовыражении.

Сплочению школьного коллектива способствует не только совместная работа школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются и взрослые. Члены педагогического коллектива являются консультантами министерств. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, оставляя им ведущие роли.

Материально-техническое обеспечение

Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования. Основным источником финансирования являются средства районного бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов. Так же решить  проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей, организаций.

Научно-методическое обеспечение

Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связана с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:

  • расширение связей с научными учреждениями;
  • развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • формирование современного учебно-методического обеспечения школы;
  • внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом образования.
Источники

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Программа модернизации образования Российской Федерации.

3. Демакова И.Д. Пространство детства: проблема гуманизации. М., 1999.

4. Президентская инициатива: «Наша новая школа».

5. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

7. Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Изд.  2-е, допол. Ростов н/Д, 2004.

8. Взаимодействие образовательного учреждения с общественностью. Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

9. Енин А.В. Мониторинг воспитательных систем: модель реализации концепции воспитательной деятельости /  Енин А.В. – Воронеж: ВИИС, 2008.

10. Консилиум – решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы/ авт.-сост. О.Б. Григорьева и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

11. Быкова В.Г. Взаимодействие с социальными партнерами – ведущий фактор социальной защиты детства. // Классный руководитель. – 2011. - №4. – С. 25-35.

12. А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, И.И. Фришман. Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2007.

2. Описание основных способов достижения целей воспитательной системы

Введение

Для достижения цели воспитательной системы особое внимание мы направляем на:

следующие Приоритетные направления воспитательной работы:

  • Формирование ЗОЖ, развитие представлений о здоровье (физическом, психическом, духовном);
  • Воспитание духовно-нравственных ценностей;
  • Гражданско-патриотическое воспитание.

Воспитательные технологии:

  • Психолого-педагогическое сопровождение;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Социальное проектирование;
  • Технология самоуправления;

Коллективно-творческие дела;

Воспитательная система – система психолого-педагогического обеспечения условий активной жизнедеятельности учащихся, их развития, формирование каждого школьника как личности. Только через деятельность человека происходит реализация основных ценностей современного человечества. Готовность к их реализации формируется у человека в процессе становления его личности, воспитания в школьные годы, личностного самоопределения.

Для того чтобы ученик смог реализовать себя в качестве субъекта деятельности, мы создаём условия полной эмоциональной включенности его в деятельность, организованную субъектами воспитательного процесса, в качестве которых выступают педагоги, родители, друзья и т.д. Основным компонентом целостной системы формирования социального самоопределения учащихся, бесспорно, является личность учителя. Психолого-педагогическое сопровождение, опираясь на личностные достижения, интересы и способности, которые реально есть у учащегося, сохраняя ценность и целостность его внутреннего мира, создает условия для совершения учащимся личностно значимого выбора будущей профессиональной деятельности. Причем, условия для его личностного развития и обучения создаются в рамках именно той социально-педагогической среды, в которой он находится (школа, группа, класс, учителя, друзья и т. д.).

В образовательно-воспитательном процессе мы организуем разнообразные виды познавательной, игровой, поисковой, общественно-полезной и трудовой деятельности, побуждающие школьников проявлять интерес к профессиям родителей, работников ближайшего окружения, т.е. занимаемся педагогическим сопровождением. Педагогическое сопровождение призвано расширить и углубить возможности самореализации личности учащегося, помочь ей осознать свое призвание.

Педагогическое сопровождение индивидуально, направлено на конкретного школьника, но предполагает процесс совместного с ним преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь результатов. На наш взгляд, структура социального самоопределения включает ряд компонентов:

  • посещение школы врачом-педиатром и медсестрой, в задачу которых входит диспансеризация всех детей и осуществление медицинского наблюдения за школьниками;
  • классный руководитель ведёт документацию, проводит классные собрания, беседует, организует экскурсии, походы и т.д.;
  • администрация учебного заведения и, прежде всего, заместитель директора по воспитательной работе, который помимо задач социализации решает вопросы работы с родителями, осуществляет координацию с внешними службами;
  • родительские комитеты всех уровней, спонсорские  субъекты;

Результатом педагогического сопровождения является овладение учениками различными умениями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения:

  • способность к целеполаганию и принятию адекватных социально значимых решений в соответствии с индивидуальными потребностями;
  • стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей;
  • готовность к социально значимой деятельности, преодолению трудностей;
  • умение налаживать и поддерживать социальные и деловые контакты с окружающими,
  • овладение правовой грамотностью в области регулирования социально-трудовых отношений между людьми и с государством.

Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся включает в себя  три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (начальная школа) На этом этапе осуществляется поддержка процесса формирования у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к родному селу  и ближайшего производственного окружения, нравственных установок, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.

Второй этап (средняя школа) поддержка процесса формирования у подростков социально-полезной и профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности.

Третий этап (старшая школа) поддержка процесса  формирования у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и их реальными возможностями. По сути, происходит уточнение социально-профессионального статуса учащихся 10-11 классов.

Формирование ЗОЖ, развитие представлений о здоровье

Формирование ЗОЖ, развитие представлений о здоровье

(физическом, психическом, духовном)

Здоровье детей сегодня стремительно падает. Растут подростковые правонарушения, пьянство. Причин этому много. Виновата здесь, безусловно, не только школа. Что может сделать педколлектив, чтобы изменить ситуацию? Каковы возможные пути сохранения и укрепления детского здоровья?

Школа должна быть здоровьесберегающей. Иначе наши труды окажутся напрасными: зачем человеку знания, если у него утрачено здоровье, т.е. сама возможность полноценной жизни?

Итак, что мы наметили в плане физкультурно-оздоровительной работы:

  • Увеличить количество двигательных часов в неделю. Сменить критерии оценки качества уроков воспитания. Ими должны стать не выполнение нормативов, а состояние (динамика) здоровья учеников.
  • Культивировать в школе движение, физический труд, физкультминутки на уроках не только для тела, пальцев, рук, но и для мышц глаз, хрусталика.
  • Вести активную работу с родителями, чтобы в каждой семье были лыжи, домашние спортивные принадлежности.
  • 1 раз в четверть проводить уроки здоровья.

Проект «В здоровом теле – здоровый дух»

Цели:

  • развитие личностных и социальных навыков обучающихся;
  • формирование приоритетов здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • организация интенсивной, привлекательной и адаптированной для обучающихся внеурочной воспитательной деятельности, ориентированной на формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.

Задачи:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • выявление детей обладающих уникальными физическими способностями, содействие их полному раскрытию;
  • привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая при этом равные шансы на победу всем участников;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая  пропаганда здорового образа жизни;

Основные направления:

I. Учёт состояния здоровья детей

1.  Анализ медицинских карт учащихся.

2.  Определение групп здоровья.

3.  Учёт посещаемости занятий.

4.  Контроль санитарно – гигиенических условий и режима работы классов.

II. Методическая работа

1. Изучение нормативно-правовых документов по профилактике злоупотребления несовершеннолетними ПАВ (Федеральные, областные, муниципальные программы и концепции).

2. Знакомство и апробирование новых педагогических технологий по формированию здорового образа жизни и профилактики злоупотребления несовершеннолетними ПАВ.

3. Изучение новинок методической литературы по формированию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

4. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация досуговой деятельности.

Динамические паузы. Индивидуальные занятия.Общая утренняя зарядка.Организация спортивных перемен. Дни здоровья.Физкультминутка для учащихся 1-5 классов. Организация летних оздоровительных лагерей  при школе с  дневным пребыванием.

5. Урочная и внеурочная работа

  • Увеличение охвата обучающихся при проведении внеклассных мероприятий.
  • Открытые уроки учителей биологии, химии, экологии, ОПК физической культуры, ОБЖ по формированию приоритетов здоровья и негативного отношения к употреблению ПАВ.
  • Открытые классные и общешкольные мероприятия по профилактике злоупотребления учащимися ПАВ и физкультурно-оздоровительной  направленности.
  • Спортивные секции на базе школы:баскетбол, волейбол; туристско-краеведческая работа .

6. Основные направления  пропаганды здорового образа жизни:

1) Тематические классные часы,  конференции, круглые столы, лекции, познавательные, деловые и ролевые игры, агитбригады, творческие конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, тематические акции в рамках Международных дней борьбы с курением, ВИЧ-инфекцией и наркоманией.

2) Кинолектории.

3) Совместная работа с учреждениями дополнительного образования,  здравоохранения, органами внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике токсикомании, наркомании, курении и алкоголизма.

4) Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

5) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни человека: «Сумей сказать: НЕТ!» через уроки химии, экологии ОБЖ, ОПК, физкультуры.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

(с 1 класса по ФГОС)

Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Направления деятельности:

1.Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

1) Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2) Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3) Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни 

– Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

2. Профилактическая деятельность

1) Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2) Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3) Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4) Профилактика травматизма              

–  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. 

– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

3. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1) Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2) Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.     

3) Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Воспитание духовно-нравственных ценностей

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Это направление мы вяли лишь в этом году, взяв за основу ведение в среднем звене факультатива «Основы светской и религиозной этики».

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа реализуется образовательным учреждением с 2011-2012 учебного года в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

(с 1 класса по ФГОС)

Цель: Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:

1)Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2)Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5)Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.

6)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала.

Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребенка с семьей музеев, архитектурных и исторических достопримечательностей населенного пункта, интересных зданий, улиц, памятников, вечного огня, детских театров, выставок, зоопарка, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных работах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями).

Согласно программе планируется реализация социальных проектов по направлениям воспитания (например, питомник, помощь ветеранам, выращивание цветов и т.д.). Особенности использования метода проектов в начальной школе: следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста; необходима особая готовность детей, а именно, умения: выражать собственную точку зрения; слушать; договариваться; адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; делать конструктивные предложения, замечания.

Проект младших школьников включает следующие разделы:

1. название (понятное детям);

2. ценностные основания, которые воплощены в проекте;

3. основные события и механизмы реализации проекта;

4. участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?);

5. результаты проекта, способ оценки результата;

6. способ хранения информации о проекте, оформление.

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

Одним из важнейших направлений является гражданско-патриотическое воспитание,  целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую родину и страну. В школе разработана программа патриотического воспитания учащихся «Я - гражданин», которая  представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания в школе.

Кроме этого, в конце учебного года с учащимися-мальчиками 10 класса, а также с желающими девочками, проводятся зональные военные сборы по основам военной службы. На этих занятиях все – в единой военной форме, формируются взводы, состоящие из отделений, во главе которых стоят наиболее ответственные и подготовленные учащиеся. Занятия начинаются с построения взвода по отделениям, доклада командира взвода преподавателю, приветствия, осмотра внешнего вида учащихся, т.е. занятия проходят согласно требованиям строевого устава, приближенно к армейским условиям, в создании которых большую помощь оказывают шефы-пограничники.

Именно задачам патриотического воспитания по традиции мы посвящаем февраль – месяц, когда празднуется День защитника Отечества. В этом месяце мы традиционно проводим месячник гражданско-патриотического воспитания «Героям – слава!». В план проведения месячника обязательно входят тематические классные часы, интеллектуальные викторины, литературно-музыкальные композиции, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил, участниками военных действий, конкурсы инсценированных песен, сочинений, рисунков и плакатов патриотической тематики, акции милосердия, экскурсии в школьный музей «Искатели» с осмотром экспозиций, посвященных ратному подвигу, истории и природе родного края, развивающие игры, праздники утренники и т.д.

Большое участие в поисковой работе принимает коллектив учеников краеведческого объединения «Изучаем край родной»  с его бывшими руководителями О.П.Титовой, Е.В. Ширяевой и настоящим Н.М.Титовой. Ребята, занимаясь исследовательской деятельностью, участвуют в краеведческих конференциях и показывают достойные результаты.

Одной из определяющих ролей в патриотической работе среднего и старшего звена отведено технологии социального проектирования, над  которым школа работает с 2006 года. Под социальным проектом мы понимаем специально организованную педагогом и самостоятельно выполняемую учащимися программу действий, в основе которой лежит актуальная для общества и лично значимая для ученика проблема, решение которой направлено на позитивное изменение социальной ситуации посредством взаимодействия учащихся с властными структурами, общественными организациями и другими социальными партнерами в практическом освоении старшеклассниками навыков гражданского участия.

Основная цель организации проектной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать условия в школе для поддержки детской инициативы, воспитания трудолюбия и патриотизма. Организация проектной деятельности в школе осуществляется в системе. Это является установкой для развития в детях навыков планирования своей деятельности и доведения начатого дела до конца, обеспечивая при этом результат. Одним из условий успешной реализации детских социальных проектов является материальная поддержка. Этот факт стимулирует детей, придает значимости их полезному делу.

Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащиеся посещают сельскую библиотеку,  используют Интернет, что способствует развитию у них навыков взаимодействия и сотрудничества не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. Социальное проектирование развивает у детей навыки и умения пользования ИКТ во время создания мультимедийных презентаций.

Работая над реализацией проектов, учащиеся организовывают рабочие группы, выбирают инициативную группу, вовлекают в работу родителей. Такая организация работы способствует тому, что в проекте принимают участие почти все учащиеся школы. Дети, неуспешные в учебе, могут реализовать себя в работе над проектом, в классе появляются новые лидеры, родители и дети получают возможность вместе работать над общим делом. Вся проделанная работа содействует большей сплоченности школьного коллектива, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах.

Социальное проектирование перераспределяет роли участников образовательного процесса. Важная роль на всех этапах деятельности в процессе социального проектирования отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает координатором проекта, организуя и обеспечивая процесс формирования гражданской позиции школьников, а с другой, является равноправным членом рабочей группы социального проекта, т. е. осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учащихся.     

В период работы над проектом между педагогом и учащимся происходит становление такого взаимодействия, которое ведет к проявлению учащимся самостоятельности и активности, личностной позиции гражданина.  Вместе с этим, учитель и ученик превращаются в активных участников совместной деятельности по позитивному преобразованию социума, в котором каждая сторона стремится к совершенствованию себя и своей деятельности; к диалогу учителя и учащегося как равных участников проекта и равноправных граждан, осуществляемому на основе близости или совпадении гражданских позиций.

Особенности сельской школы позволяют охватить данной деятельность всех учащихся нашего учебного заведения. Свой вклад мы видим в построении социальных проектов, потому что, во-первых, занимаясь социальным проектированием, каждый из нас входит в реальную жизнь, причём не как простой обыватель, а как человек деятельный и неравнодушный. Во-вторых, социальные проекты – наиболее приемлемая форма деятельности для молодёжи, потому что у молодого поколения есть энергия, есть множество идей, мыслей. В-третьих, строя социальные проекты, мы строим себя, закладывая в себе качества, необходимые человеку, такие как ответственность, целеустремлённость, мобильность, умение понимать окружающих, выражать свои мысли, оценивать ситуацию.

Классные руководители отмечают в процессе социального проектирования не только развитие детей, но и необходимое взаимодействие с социумом, которое является, пожалуй, основным условием в успешной реализации социального проекта.

Выводы

Выводы: социальное проектирование:

  • в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей и повышает уровень воспитанности;
  • обеспечивает планомерность и целенаправленность воспитательного процесса;
  • способствует реальному воспитанию детей, а не формальному.

Анализируя результаты, мы убедились в их реальности достижения и пришли к выводу, что проект – это механизм изменения практики воспитания. В школьной жизни произошли следующие основные положительные изменения:

  • появился дух творчества среди всех участников образовательного процесса;
  • происходит процесс установления партнерских отношений между учеником и учителем, родителем, представителем администрации Новогольеланского сельского поселения, руководителем базового хозяйства «Лига» и его работниками.
  • осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.

Важная особенность, то, что мы работаем дружной молодёжной командой: классом, группой ребят, членами молодёжного общественного объединения. У каждого проекта, сделанного нами своя внутренняя логика, конкретные стадии, которые мы стараемся пройти и получить результат.

Защита социальных проектов осуществляется на конкурсной основе в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» последовательно на разных уровнях (районном, областном, всероссийском), где проходит смотр социальной активности тысяч молодых граждан страны. Акция объединяет в своих рядах мальчишек и девчонок, которые мечтают жить в сильной, свободной процветающей России.

МОУ Новогольеланская СОШ, достигнув в этом направлении всероссийского уровня,  доказала, что умеет самостоятельно определять назревшие проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное собственными силами в команде со сверстниками и сторонниками.

Социальные проекты, успешно реализуемые в МОУ Новогольеланская СОШ

№ п/п

Название социально-

го проекта

Сроки реализации

Руководитель

Результаты работы

1

«Мягкая игрушка

2006-2007 уч. год

Л.В. Анохина

Проект реализован для детей, посещающих детский сад.

2.

«Свети, завлекай, зажигай, Актовый зал!»

2007-2008 уч. год

Е.В. Ширяева

Победитель (1-е место) районного конкурса социальных проектов «Я–гражданин России», призёр (2–е место) областного конкурса социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России»

3.

«Живи и процветай, село родное!»

2008-2010 уч. год

Е.В. Ширяева

Победитель (1-е место) районного конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», призёр (2–е место) областного конкурса социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России»

4.

«Душевная песня греет, а живая вода лечит!»

2010-2011 уч. год

Е.В. Ширяева

Призёр (3-е место) районного конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», победитель областного конкурса социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России», участник Всероссийской Акции «Я – гражданин России» в ВДЦ «Орлёнок»

 По итогам областного конкурса «Гражданин Воронежского края – гражданин России) 2011г. учащиеся МОУ Новогольеланской СОШ Шитов Юрий (11 класс) и Дёмина Наталия (11 класс) будут награждены премией Губернатора Воронежской области в декабре 2011-2012 уч. года в рамках ВЦП «Талантливая молодёжь Воронежской области 2011-2013гг.

   Таким образом, специфика нашей школы - ориентация на потребности учащихся, создание благоприятных условий для самореализации на основе активного взаимодействия школы с социумом. В отличие от традиционной, воспитательная система нашего учебного заведения осуществляет свои функции, выходя за собственные площади, и при этом выводит учебно-воспитательный процесс за рамки устоявшихся форм, активно используя воспитательно-образовательный потенциал макро- и микросреды (семья, базовое хозяйство, культурно-просветительские учреждения села).   Мы верим, что данная деятельность  даёт воспитанникам новые знания, развивает умения и углубляет понимание того, как нам следует работать вместе, чтобы сделать свою малую родину лучше, а, следовательно, и российское общество.

   Особое место в жизни школы коллективно-творческим делам, в основе которых лежат традиции школы. Традиции в школе существуют, обновляются, наполняясь новым смыслом и содержанием. Некоторые исчезают, когда потребность в них отпадает.

   Традиции выполняют две важные функции в жизни школы:

- во-первых, они формируют общие интересы, придают школьной жизни определенную прочность, надежность и постоянство;

- во-вторых, придают свое, особое, ни на кого не похожее лицо школе, традиция становится особенной, неповторимой, такой, которой можно гордиться.

Традиции школы

Познавательные: предметные недели (математики, русского языка и литературы, немецкого языка, биологии, музыки и. т. д);

Духовно-нравственные: акции (Неделя добра, акция «Забота»); классные часы и часы общения; праздники («Славим матерей своих», «Масленица», «День Победы» и. т.д.).

Спортивно-оздоровительные: Дни здоровья («Осенний марафон», «Зимние забавы» и т.д.); операции («Чистый двор», «Перекресток» и т.д.); спортивные соревнования («Богатырские забавы», «Веселые старты», «Спартакиада» и т.д.).

Досуговые праздники: («День знаний», «Новогодний серпантин», «Праздник бабушек и мам», «Последний звонок» и т.д.); конкурсы («Песни войны, песни Победы», «Защитникам Отечества слава!» и т.д.).

Положительным результатом совместной деятельности педагогического и ученического коллективов становятся ежегодное участие учителей и учащихся в различных городских соревнования, конкурсах и смотрах.

Работа с семьёй и общественностью

Большое и ключевое влияние на формирование и становление личности оказывает социальная среда, окружающая подрастающего ребёнка. Семья - сильнейший фактор формирования личности ребёнка. Социальное поле отношений в семье, если оно противостоит в своём содействии и влиянии школьной воспитательной среде, становится разрушающим фактором. Цель работы педагога с родителями в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой высшие общечеловеческие ценности являлись бы основой жизни.

Классный руководитель не может и не обязан перевоспитывать родителей – это не    его профессиональные полномочия. Но классный руководитель мог бы содействовать благоприятнейшим условиям личностного становления ребёнка путём педагогического влияния на семейное воспитание.

Педагогический всеобуч для родителей проводится в форме классных и общешкольных родительских собраний  (не реже 3 раз в год). Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Изучаются семьи учащихся, их социальный состав. Осуществляется диагностика социальных условий жизни учащихся, соблюдение прав ребенка. В связи с этим проводятся индивидуальные консультации, беседы, заседания совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, многократные рейды в проблемную семью, составлялись акты и принимались меры по улучшению положения детей в семье.

Школа проводит систематическую работу по исполнению требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ведётся большая работа по профилактике правонарушений, выявлению причин, влияющих на нарушение дисциплины в школе, общественных местах, осуществляется постоянный контроль за пропусками занятий без уважительной причины,проводятся индивидуальные занятия, анкетирования по различным направлениям. Вопросы нравственного и правового воспитания рассматриваются на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, классных родительских собраниях.

Работа заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей строится строго по комплексному профилактическому плану в соответствии с программой «Поддержи и защити» и наркопоста. Она  направлена на воспитание и социальную защиту личности учащихся. Особое внимание уделяется системе профилактической работы по предупреждению наркомании, табакокурения и алкоголизма. Чётко по плану проводится акция «Спасибо, нет!» с участием заместителя директора по воспитательной работе, лидеров школьного», отряда волонтёров «Юность».

Многое из сделанного становится возможным благодаря коммуникативной деятельности, слаженности в работе всего педагогического коллектива, поддержки директора школы Т.А. Тарасовой, направленности на установление педагогической целесообразности  взаимоотношений между детьми, их родителями, педагогами, представителями общественности, на оказание помощи и разрешение конфликтных ситуаций.

Основной формой воспитательной работы в школе является деятельность классных руководителей, а классный час – одна из наиболее эффективных форм разговора с учениками. Поэтому год от года мы стараемся совершенствовать воспитательную систему и систему проведения классных часов в школе, ежегодно проводим мониторинг  уровня воспитанности  учащихся.

Дополнительное образование

Совсем недавно в школе появилась новая подсистема, которая получила название «дополнительное образование», которая ранее называлась внеурочной. Внеурочная школьная деятельность – это дополнительная школьная сфера все для того же развития ребенка, чем обязана заниматься школа по прямому своему призванию. В 2011-2012 учебном году в школе действуют два объединения дополнительного образования  («Мягкая игрушка», «Изучаем край родной») и две спортивные секции («Волейбол», «Баскетбол»). Все творческие объединения работают в соответствии с утвержденными программами.

Динамика востребованности кружков БДО 

(банка дополнительного образования) по направлениям

п/п

Направленность дополнительного образования

Учебный год

        2007/08            2008/09             2009-2010          2010-2011        2011-2012

кол

круж-в

кол

уч-ся

кол

круж-в

кол

уч-ся

кол

круж-в

кол

уч-ся

кол

круж-в

кол

уч-ся

кол

круж-в

кол

уч-ся

1

Физкультурно-спортивная «Волейбол», «Баскетбол»

1

1

20

20

1

1

20

20

1

1

20

20

1

1

20

20

1

1

15

15

2.

Художественно-эстетическая

Мягкая игрушка», «Умелые руки»,

«Узор»

1

1

14

14

1

1

12

14

1

1

1

9

9

10

1

1

1

10

10

10

1

10

3.

Туристско-краеведческая

«Изучаем край родной»

-

-

1

6

1

10

1

10

1

10

Всего

4

68

5

72

6

78

6

70

4

50

 111

Охват учащихся дополнительным образованием

Учебный год

Количество учащихся в школе

Количество учащихся в БДО

Процентный состав

2007/08

76

65

85,5 %

2008/09

63

47

74,6 %

2009/2010

68

49

72 %

2010/11

72

57

76,4%

2011/12

55

43

78,2%

222  

Несмотря на  то, что большинство занятий ведут педагоги-предметники школы (Анохина Л.В., Слепов А.С., Н.М.Титова), они не выстраивают свои занятия по  классно-урочному принципу, стараются добиться, чтобы дополнительное образование не имело принудительного характера, чтобы общение с детьми  не носило формальный характер, признавая их право  иметь собственное мнение и  отстаивать его.  Задачей  педагогов является: с помощью дополнительного образования найти полезное для себя дело, приобрести практические  навыки и умения, научиться зарабатывать деньги для удовлетворения своих нужд, стать участниками конкурсов.

Особенно широко представлено художественно-эстетическое направление. Именно через искусство, художественное творчество происходит  передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль возрастает с каждым годом. Не первый год работает с творческими коллективами  педагог Анохина Л.В. Дети учатся многому, свое мастерство  они демонстрируют на  районных мероприятиях. Участие и победа в выставках делает учащихся уверенными в себе.  

Физкультурно-спортивная работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни. Секциями «Волейбол» и «Баскетбол» руководит Слепов А.С.  Учащиеся школы показывают свое мастерство среди соперников высокого уровня на зональном и районном уровне.

Развитию демократизации во всех сферах жизни учащихся в школе способствует деятельность детской общественной организации. Созданная в 2000 году детская организация "Беспокойные сердца" насчитывает в 2011-2012 году 32 учащихся.

 Организация имеет свой устав и работает по следующим направлениям: «В здоровом теле – здоровый дух», «Шаг за шагом» (Школа лидера), «Милосердие», «Мое Отечество», «Зеленый мир», «Детство», «Досуг».

В организацию «Беспокойные сердца» может вступить  каждый желающий учащийся с VI-XI класс. Организация работает по программе «Лестница успеха». Освоены такие программы как: «Лидер», «Юнпресс», «Игра – дело серьёзное», «Шоу-мания», «Вдохновение», «Соловушка».

В летний период организовывается летний отдых детей  в лагере с дневным пребыванием, который посещают около 30 детей. Дети получают двухразовое питание. Они находятся под постоянным контролем  медицинского работника и воспитателей, которые проводят для них познавательные, развлекательные, спортивные мероприятия, экскурсии.

Источники

1.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

2.Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

3.Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.:  Просвещение, 2004.

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат.- М., 2000.

5.Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.

6.Пахомов В.П. Социально-образовательный проект «Гражданин: Учебное пособие для школьников. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006

7.Патриотическое воспитание подрастающего поколения: методическое пособие. Воронеж: Л.А. Обухова, 2006

8.Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма. // Воспитание школьников. – 2007. - №7. – С. 2-7.

9.Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания. // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – С. 3-11.                 

10.Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся. // Воспитание школьников. – 2008. - №10. – С. 21-23.

11.Лузик Т. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие. // Классный  руководитель. – 2011. - №6. – С. 122-127.

3. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой

Управление образовательным учреждением

Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

1) планирование:

  • разработка программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
  • подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.

2) административная работа:

  • знакомство  с   опытом   воспитательной    работы    школ, в   т.ч.   по    страницам   периодической печати;
  • МО классных руководителей;
  • выпуск методических материалов.

3) сбор информации:

  • анкетирование;
  • педагогические наблюдения;
  • диагностика.

4) контроль и коррекция:

  • анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты при директоре и др. формы);
  • самоанализ и самоконтроль;
  • корректировка планов и программ.

Планирование процесса воспитания строится на основе  имеющихся в ОУ программ, плана работы Грибановского отдела образования, а, также учитывая мнение и интересы детей, и осуществляется следующим образом. Подготавливается проект плана на год. После предварительного ознакомления с проектом педагогов школы, проект обсуждается на заседании педагогического совета. Педагоги вносят дополнения и изменения. Все поправки обсуждаются. План принимается общим  решением.

При планировании воспитательной работы учитываются:

  • результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
  • воспитательные и организационно-педагогические задачи;
  • возможности и интересы родителей;
  • традиционные праздники;
  • события, факты, связанные с жизнью страны, района, села;
  • события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
  • традиции школы;
  • предложения администрации школы, педагогов, учащихся, родителей;
  • мероприятия, планируемые Грибановским районным отделом образования.

Результативность воспитательного процесса, осуществляемого Новогольеланской школой, во многом зависит от того, насколько эффективен контроль за его протеканием. Если педагогическое инструктирование в основном направлено на повышение мастерства учителя, классного руководителя, то контроль проводится, прежде всего, для выявления эффективности воспитательного процесса, качества деятельности педагогов и поведения воспитанников. Проверка не самоцель: она призвана стимулировать воспитателя к повышению педагогической культуры своей работы, повышает ответственность и дисциплинирует их и вместе с тем всех воспитанников. Cамым сложным и ответственным этапом проверки является подведение итогов, когда необходимо сформулировать выводы, дать оценку состояния воспитательного процесса.

Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:

  • реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
  • реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,
  • развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,
  • развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.
  • Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:
  • разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,
  • обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,
  • наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих  процесс воспитания,
  • обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,
  • развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.

Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы, мотивация воспитательной деятельности педагогов и контроль их деятельности.

В основе внутришкольного управления процессом воспитания лежит демократизация и гласность. Это значит, в управление школы включаются учителя, педагогический совет и методические объединения, что способствует развитию творчества. Учителям предоставлены реальные права апробировать новые варианты воспитательной работы, что, несомненно, улучшает учебно-воспитательный процесс в школе и в конечном итоге способствует развитию учащихся. Контроль также осуществляется самими учителями путем самоанализа и самоконтроля.

Внутришкольный контроль необходим для того, чтобы своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности, вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.

Среди многочисленных функциональных обязанностей заместителя директора по воспитательной работе немаловажное значение имеет организация методической помощи классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Методическая работа с классными руководителями строится  по плану школьных методичeских объдинений, в который включаются такие вопросы как: модели планирования внеклассной работы, ознакомление с задачами и общешкольными мероприятиями, обзор методической литературы по вопросам воспитания, теоретические вопросы по проблемам  педагогики, ознакомление с нормативными документами. Обязательным элементом планирования МО классных руководителей является обмен опытом и показ открытых внеклассных мероприятий.  

Планирование методической работы с педагогами начинается с диагностико-аналитической деятельности. Учить методике воспитательной работы можно лишь на основе изучения профессиональных затруднений каждого педагога, нужно знать и сильные его стороны, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Знакомство с опытом воспитательной работы классных руководителей я организую через собеседование с ними, наблюдение, анкетирование. Исходя из полученных данных, планирую работу: с одними педагогами – индивидуально, с другими – в микрогруппах. С классными руководителями проводится также анализ планов воспитательной работы за год и общешкольной работы в конце учебного года.

Используются и традиционные формы сотрудничества:

  • Индивидуальные консультации;
  • Семинары и заседания;
  • Подготовка «Педагогической копилки классного руководителя»;
  • Совещания при директоре, зам. директора по ВР и педагогические советы. 

Педагогический коллектив школы постоянно работает над обогащением теоретического и технологического потенциала педагогической деятельности, овладевает новыми методиками преподавания и воспитания. Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, преподавателей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа педагогов школы над темами по самообразованию.

В настоящее время школой  накоплен опыт реализации комплексных и целевых программ, направленных на формирование активной гражданской позиции, социальной активности учащихся, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, самоуправлении, волонтерских практиках и детском общественном движении.

Управление обеспечивает сохранение структуры воспитательной системы школы, поддерживает режим деятельности, реализацию ее целей. В процессе управления воспитательной системой четко прослеживаются следующие этапы:

  • сбор и обработка информации;
  • ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация, установление на этой основе цели;
  • выработка решения, направленного на достижение цели;
  • последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений;
  • организация деятельности для выполнения решений;
  • контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров);
  • сбор и обработка информации о результатах деятельности.

Источники

1.Планирование воспитательной работы в школе (методические рекомендации). Енин А.В., Великородная В.А., Воронеж, 2001

2.Справочник заместителя директора по воспитательной работе / сост. Л. В. Голубева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007

3.Концепция воспитательной деятельности Воронежской области на 2005-2011 гг.

AdminSchool

Администратор сайта

На нашем сайте используются файлы cookie для анализа и улучшения работы сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что Вас это устраивает.
Подробнее Хорошо