Главное меню

Справочник классного руководителя

“... Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению.

Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были 

поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.Он должен быть не только школьником,

но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.“

                                                                                               В.А.Сухомлинский

Справочник классного руководителя

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

  1. Классный воспитатель анализирует, координирует и корректирует образовательный процесс и взаимодействия в классе (У - У, У - П, П - Р).
  2. Планирует, подготавливает, проводит и анализирует классные, внеклассные, внешкольные мероприятия (кл/ч, часы общения, КТД, вечера, викторины и т.д.).
  3. Оказывает социальную защиту учащимся (совместно с соцпедагогом).
  4. Изучает личности учащихся и коллектива (дневники наблюдений).
  5. Работает с родителями (родительские собрания, родительские Среды, заседания РК, посещения на дому, индивидуальная работа).
  6. Ведет классную документацию (классный журнал, дневники, личные дела).
  7. Сдает всю необходимую информацию зам. директору по УВР (заведующему кафедрой, медработникам, библиотеке и т.д.).
  8. Организует досуг детей в каникулярное время.
  9. Организует дежурство по классу, школе (согласно графику), уборку школьной территории.

      Осуществляя свои функции, классный воспитатель

в начале учебного года:

?    составляет списки и оформляет классный журнал;

?    организовывает получение учебников в школьной библиотеке;

?    изучает условия семейного воспитания учащихся;

?    уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу;

?    собирает полную информацию об участии детей в учреждения дополнительного образования;

?    организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на год (до 15 сентября);

?    составляет план воспитательной работы в классе и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе;

ежедневно:

?    отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;

?    осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;

?    осуществляет контроль за питанием и культурой поведения в столовой;

?    осуществляет контроль за дежурством по классу;

еженедельно:

?    проверяет дневники учащихся;

?    осуществляет контроль за ведением классного журнала;

?    посещает не менее трех уроков;

ежемесячно:

?    организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;

?    проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;

?    организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;

?    дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);

?    контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;

в течение четверти:

?    организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;

?    оперативно информирует социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе или директора школы: о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися устава школы, о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе сними принимает необходимые педагогические меры;

?    проводит родительские собрания;

?    организовывает работу родительского комитета (согласно плану работы);

?    посещает методические объединения классных воспитателей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного воспитателя;

в конце четверти:

?    организовывает подведение итогов учебы и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;

?    сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;

?    сдает заместителю директора по воспитательной работе отчет о своей деятельности;

  во время каникул:

?    участвует в каникулярной работе методического объединения;

?    совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса;

в конце учебного года:

?    организовывает подведением итогов жизнедеятельности класса в учебном году;

?    проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его заместителю директора школы по воспитательной работе;

?    организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;

?    организовывает ремонт классного помещения;

?    получает от родителей данные о летнем отдыхе детей.

Классный воспитатель выпускного класса:

?    собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству;

?    организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса;

?    собирает и имеет полную информацию, подтвержденную документально, об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т.д. (к началу очередного учебного года).

 ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

?    Помни! Один человек не может воспитывать другого.

?   Давайте ребенку право выбора поведения.

?   Воспитанника не надо переделывать.

?   Стремитесь, чтобы ребенок сам хотел быть хорошим.

?   Никогда не принимайтесь за работу в плохом настроении.

?   Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также поинтересуйтесь, что думает по этому поводу он сам.

?   Предоставьте возможную самостоятельность ребенку.

?   Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

?   Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

?   Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.

?   Делай своевременные замечания, а не читай нотаций.

?   Оценивай поступок, а не личность. 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Основное назначение классного воспитателя - сохранение неповторимости каждого ученика; выявление его потенциальных способностей и максимальное развитие каждой личности.

Основные цели и задачи классного воспитателя:

?    организация разнообразной, творческой индивидуальной и групповой деятельности в классе, в ходе которой осуществляется развитие  и успешная социализация каждого ученика;

?    создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

?    формирование детского коллектива и создание благоприятного психологического климата в нем;

?    создание условий для обретения каждым учеником уважения  сверстников;

?    оказание помощи в поиске смысла жизни, обретения нравственных ценностей;

?    обучение способам и приемам самовоспитания, самоуправления, саморегуляции;

?    формирование оптимистических взглядов на жизнь;

?    непосредственное наблюдение за развитием воспитанников;

?    создание благоприятных условий для формирования личности;

?    необходимая коррекция индивидуального развития учащихся класса;

?    координация усилий всех взрослых, влияющих на формирование личности школьников.

 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

?   Изучение индивидуальных особенностей, интересов и потребностей  учеников и классного коллектива.

?   Контроль за учебными успехами и неудачами учеников своего класса.

?   Координация деятельности всех педагогов, работающих с детьми вашего класса.

?   Активное взаимодействие с администрацией, медработниками, библиотекой, общественными организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних, социальным педагогом, психологами, координаторами воспитательной работы, общешкольным родительским комитетом.

?   Подготовка и проведение организационных и тематических классных часов, часов общения, внеклассных мероприятий и родительских собраний.

?   Индивидуальная работа с учащимися и родителями.

?   Организация познавательных экскурсий и походов.

?   Ведение учебной и воспитательной документации.

?   Сбор методического и дидактического материала.

?   Участие во всех общешкольных делах.

?   Регулярная работа по самообразованию и повышению уровня своей квалификации.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Метод воспитания - это способ взаимосвязанной деятельности  воспитателей и воспитуемых.

Методы разнообразного воздействия на сознание, чувства, волю учащегося:

?    беседы;

?    лекции;

?    диспуты;

?    педагогический пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

?    педагогическое требование;

?    общественное мнение;

?    приучение;

?    упражнение;

?    поручение;

?    создание воспитательной ситуации.

Методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников:

?    соревнование;

?    поощрение;

?    наказание.

 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дискуссионные формы:

?    диспут;

?    дискуссия;

?    конференция;

?    круглый стол;

?    вечер вопросов и ответов;

?    встреча с приглашенными людьми;

?    лекции;

?    лектории;

?    аукционы (мудрых мыслей, фантастических идей и т.д.).

Формы, носящие состязательный характер:

?    конкурс (рисунков, пантомимы, актерского мастерства, рассказов, веселых аттракционов и т.д.);

?    путешествие (по странам, в прошлое, в космос и т.д.);

?    КВН;

?    эстафета  полезных дел;

?    смотр (национальных костюмов, вралей и т.д.);

?    парад (причесок, привычек, настроений и т.д.);

?    презентация;

?    викторина;

?    турнир(знатоков, интеллектуалов, рыцарей, звезд и т.д.);

?    олимпиада (весельчаков, говорунов и т.д.).

Творческие формы:

?    фестиваль (классов, кабинетов и т.д.);

?    выставка (рисунков, поделок и т.д.);

?    устный журнал (о наркомании, о жизни школы и т.д.);

?    живая газета (агитационная, поздравительная и т.д.);

?    творческий труд (подготовка подарков, открыток и т.д.);

?    представление (своих проектов, фантазий и т.д.);

?    юморина;

?    спектакль;

?    концерт;

?    парнас;

?    ярмарка (фокусов, знаний, увлечений и т.д.).

Игровые формы:

?    ролевая ("Кем я стану, когда вырасту ?" и др.);

?    сюжетная ("Необитаемый остров"и др.);

?    интеллектуальная ("Казино","Морской бой"и др.);

?    катастрофы ("Капитан, боцман и матрос"и др.).

Формы психологического просвещения:

?    тренинг;

?    исследование.

Подвижные формы:

?    малая олимпиада;

?    веселые старты;

?    школьная спартакиада;

?    день... (атлетики, гимнастики, лыжника и т.д.).

Формы работы вне школы:

?    экскурсии;

?    походы;

?    выход в (театр, кинотеатр, концертный или выставочный зал, цирк и т.д.).

 ПОЛНОМОЧИЯ  КЛАССНОГО  ВОСПИТАТЕЛЯ

Классный воспитатель должен:

?    регулярно собирать информацию о физическом и психическом здоровье;

?    контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

?    контролировать учебные успехи каждого ученика;

?    координировать работу учителей-предметников;

?    посещать уроки учителей в своем классе с целью наблюдения за учащимися.

Классный воспитатель имеет право:

?    вносить на рассмотрение администрации, МО согласованные с коллективом класса предложения;

?    приглашать родителей в школу;

?    по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для решения вопросов воспитания;

?    отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений;

?    свободно определять режим индивидуальной работы с детьми;

?    вести опытно-экспериментальную и методическую работу по любым проблемам воспитательной деятельности;

?    выбирать форму повышения педагогического мастерства;

?    апеллировать к совету школы в случае несогласия с оценками администрации воспитательной работы в классе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Рефлексивно - аналитические:

 способности анализировать свою деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны, умение предвидеть последствия и результаты деятельности, овладеть методами педагогической диагностики состояния личности и коллектива, учить детей анализировать свою жизнь и работу.

Организаторские:

это умение ставить результативные цели, планировать свою деятельность, разделить цель на мелкие задачи и превращать их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса, способность создавать положительную установку на будущую деятельность, используя состязательность, поощрения,возможности индивидуальной самоорганизации детей; как организатор, классный воспитатель объединяет усилия семьи, малого педсовета, внешкольных педагогов.

Коммуникативные:

эти качества направлены на установление контакта с каждым ребенком, достижение с ним взаимопонимания, для этого необходимо подходить к ребенку с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности; вместе с тем классному воспитателю надо уметь выступать в роли справедливого арбитра в решении детских конфликтов, помогать взаимопониманию детей с учителями - предметниками, с учащимися других классов, достигать взаимопонимания с родителями.

 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

План воспитательной работы состоит из двух частей: собственно план и его приложения.

План воспитательной работы содержит:

?    титульный лист (школа, класс, учебный год, Ф.И.О. классного воспитателя);

?    проблема, над которой работает школа;

?    основные задачи классного воспитателя на текущий учебный год;

?    психолого-педагогическая характеристика класса;

?    график работы классного воспитателя;

?    тема по самообразованию;

?    сведения о родительском комитете;

?    сведения о занятости детей во внеурочное время (краткий вариант);

?    общественные поручения детей класса;

?    перспективное планирование работы на год (по месяцам согласно ВРВК).

Приложение содержит:

?    расписание уроков и факультативов;

?    сведения о педагогах, работающих с классом;

?    сведения о детях и их семьях (Ф.И.О. ребенка, полная дата рождения, домашний адрес, телефон, язык, который изучает ребенок, № личного дела, И.О. родителей, место их работы, рабочий телефон, сведения о жилищных условиях, сведения о типе семьи: полные/неполные, многодетные, матери-одиночки, опекунство, вдовы/вдовцы);

?    схема срочного оповещения детей;

?    служебные телефоны (театры, цирк, экскурсионные бюро и т.д.);

?    сведения о посещениях школы родителями;

?    краткий план проведения родительских собраний;

?    сведения об участии детей в генеральных уборках и субботниках;

?    сведения об участии детей в подготовке и проведении классных часов и мероприятий;

?    сведения о разделении детей на учебные группы (хор, информатика, иностранный язык, ритмика);

?    графики дежурства по школе и классу;

?    график посещения уроков;

?    сведения о проверке дневников;

?    сведения об успеваемости по четвертям;

?    сведения о занятости детей во внеурочное время (развернутый вариант по дням недели);

?    сведения об индивидуальной работе с учащимися и родителями;

?    сведения о работе с финансами;

?    сведения о работе вне функциональных обязанностей;

?    календарное планирование.

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Какие документы необходимо иметь классному воспитателю, если его неожиданно пришли проверять ?

1. План воспитательной работы:

?    проблема школы;

?    задачи на текущий учебный год;

?    характеристика класса (количество мальчиков и девочек, возраст, язык);

?    перспективное планирование;

?    темы и вопросы по самообразованию.

2. Приложения к плану воспитательной работы:

?    сведения о работе с родителями и родительским комитетом;

?    план-сетка;

?    план проведения родительских собраний;

?    расписание уроков и факультативов вашего класса;

?    занятость детей во внеурочное время;

?    список учителей, работающих в классе;

?    сведения о работе со сложными детьми;

?    информация о внешкольных и общешкольных мероприятиях, где Ваш класс принял участие или будет участвовать.

3. Дневник педагогических наблюдений:

?    уровень воспитанности;

?    уровень сформированности классного коллектива.

 4. Работа на МО, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д.:

?    темы выступлений;

?    другие формы работы;

?    предложения.

5. Повышение квалификации:

?    курсы ВОИПКРО;

?    открытые классные часы и мероприятия;

?    работа на внешкольных семинарах;

?    творческие отчеты;

?    изучение опыта;

?    другое.

  1. Отчеты по воспитательной работе по четвертям.
  2. Анализ воспитательной работы за прошлых год.
  3. Методические разработки классных часов и внеклассных мероприятий.

 

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ К ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Собираясь на родительское собрание:

?    не забудьте оповестить родителей о собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, что в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, чтобы они заранее передали записку. Явка родителей на собрание - знак уважения к школе, учителю.

?    если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

?    расскажите родителям о тех задачах, которые Вы ставите перед собой и классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях школы.

?    посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

?    далее познакомьте подителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы на четверть. Договоритесь о помощи.

?    сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.

?    расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста, о том, что посещение одного кружка обязательно, об иностранных языках, о необходимости заниматься по всем предметам,  будь то урок, дополнительное занятие или факультатив.

?    обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы: о завтраках, о возможности окозания материальной помощи, о сменной обуви, внешнем виде детей, о ведении дневников, об организации классного фонда.

?    неотъемлемой частью  собрания является педагогическое просвещение родителей. Не забудьте приготовить небольшую лекцию (10 - 15 мин) на интересующую большинство родителей тему.

?    изберите РК, объявите о днях открытых дверей и позвольте родителям задать все интересующие их вопросы, по мере возможности ответьте на них.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Общие сведения о классном коллективе:

?    количество учащихся;

?    из них мальчиков и девочек;

?    возрастной состав;

?    сведения о слияниях с другими классами;

?    сведения о смене классного воспитателя.

Содержание и характер учебной деятельности:

?    общая характеристика успеваемости;

?    отличники, претенденты в отличники, второгодники;

?    дисциплина на уроках;

?    пропуски уроков.

Жизнь класса вне учебных занятий:

?    интересы к кружкам, походам, экскурсиям;

?    участие класса в общешкольной жизни;

?    влияние на класс родителей.

Организация классного коллектива:

?    актив класса;

?    участие в школьных мероприятиях;

?    наличие неформальных лидеров;

?    наличие отверженных и аутсайдеров.

Взаимоотношения внутри коллектива:

?    степень сплоченности;

?    единые ценности класса;

?    наличие или отсутствие группировок;

?    эмоционально неблагополучные учащиеся;

?    социально неблагополучные семьи.

Общие выводы:

?    уровень развития коллектива;

?    эмоционально-психологический климат

?    общий настрой класса.

 СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКА

Общие сведения о ребенке:

?    Фамилия, имя;

?    дата рождения;

?    школа, класс.

Особенности функционирования нервной системы:

?    быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

?    быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

?    преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

Успеваемость:            

?    отличная;

?    хорошая;

?    удовлетворительная;

?    неудовлетворительная.

Внешкольные занятия (систематические):

?    общественно-полезный труд;

?    художественная самодеятельность;

?    кружки, клубы, штабы, бригады, секции;

?    спорт,

?    организационная работа.

 Направленность интересов:

?    на учебную деятельность;

?    на трудовую деятельность;

?    на художественно-эстетическую деятельность;

?    на достижения в спорте, туризме;

?    на отношения между людьми.

Общественная активность:

?    активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;

?   не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;

?    редко принимает участие в общественных делах;

Трудолюбие:

?    любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо;

?   редко охотно берется за работу;

?    чаще всего старается уклонится от любой работы;

  Ответственность:

?     хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;

?    часто не выполняет в срок порученное ему дело;

?    очень редко доводит порученное ему дело.

Инициативность:

?    выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;

?    редко сам начинает новое дело;

?    никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность:

?    всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану;

?    умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться;

?    не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Любознательность:

?    постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры;

?    как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;

?    равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

Аккуратность:

?    всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, бережет общественное имущество, старается привести его в порядок;

?    не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым;

?    не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих учебников и вещей.

Коллективизм:

?    всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку;

?    иногда проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично;

?    считает излишним проявлять заботу о людях, живет по принципу"Не лезь не в свое дело".

Честность, правдивость:

?    всегда правдив со своими родителями, учителями, товарищами;

?    часто говорит неправду ради собственной выгоды;

?    склонен к лжи.

Справедливость:

?    активно борется с тем, что считает несправедливым;

?    не выступает против того, что считает несправедливым;

?    совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Бескорыстие:

?    в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей;

?    в своих поступках чаще руководствуется собственной выгодой;

?    редко руководствуется соображениями пользы.

Общительность:

?    всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с друзьями;

?     стремится общаться с ограниченным кругом людей;

?    предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

Чувство товарищества:

?    всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни;

?    помогает товарищам, когда его просят;

?    редко помогает товарищам, может отказать, если его попросят.

Отзывчивость:

?    всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;

?    поглощен своими чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей;

?    почти не умеет сочувствовать другим.

Вежливость, тактичность:

?    все поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;

?    часто бывает невежлив и не тактичен;

?    часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

Скромность:

?    никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг;

?    сам рассказывает о своих достижениях и достоинствах;

?    хвастается даже незначительными достижениями.

Уверенность в себе:

?    никогда не советуется с другими, не ищет помощи, даже если нуждается;

?    все задания выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае крайней необходимости;

?    часто просит помощи, даже если может справится сам.

Самокритичность:

?    всегда с вниманием выслушает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков;

?    прислушивается к справедливым замечаниям, старается их исправить;

?    отвергает любую критику, отказывается признавать свои промахи, ничего не делает для их исправления.

Стремление к успеху:

?    всегда и во всем стремится быть первым, настойчиво этого добивается;

?    стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха;

?    никогда не стремится быть первым, получает удовольствие от самой деятельности.

Самоконтроль:

?    всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;

?    большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на"везение”;

?    почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Настойчивость:

?    всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия;

?    доводит до конца задуманное, лишь если трудности незначительны и кратковременны;

?    столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить поручение.

Авторитет в классе:

?    пользуется безусловным авторитетом у одноклассников;

?    пользуется авторитетом у большинства одноклассников;

?   пользуется авторитетом только у части одноклассников;

?    в классе авторитетом не пользуется.

Внимание:

?    всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на предмете, никогда не отвлекается, ошибок по невнимательности не допускает;

?    не всегда внимательно слушает объяснения, отвлекается редко,

?    слушает внимательно только в том случае , когда ему интересно, отвлекается, поэтому допускает ошибки.

Эмоциональная реактивность:

?    всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления;

?    редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события;

?    живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

Эмоциональная уравновешенность:

?    обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки;

?    эмоционально уравновешен;

?    повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

Мышление:

?    быстро схватывает суть материала;

?    удовлетворительно понимает материал, решает задачи в среднем темпе;

?    в числе последних улавливает суть объяснений, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Дата _________________________    Класс _________________________

Тема __________________________________________________________

Форма ________________________________________________________

Цели и задачи _________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Кто проводит __________________________________________________

Количество учащихся по списку_______ присупствуют _____________

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ход

Время

Замечания

Полож.

Отриц.

                                      

            

Мобилизующее начало, его эффективность.

              

              

 

 

Единые требования организации.

 

 

 

 

Степень активизации учащихся.

 

 

 

 

Опора на полученные знания.

 

 

 

 

Вопросы сравнительного и развивающего характера

 

 

 

 

Связь с предметами.

 

 

 

 

Актуальность выбранной темы.

 

 

 

 

Соответствие возрастным интересам.

 

 

 

 

 Научность.

 

 

 

 

Полнота изложения материала.

 

 

 

 

Творческая активность, самостоятельностью

 

 

 

 

Индивидуальный подход к воспитанникам.

 

 

 

 

Использование ТСО, наглядности.

 

 

 

 

 Динамика мероприятия.

 

 

 

 

Эффективность воздействия.

 

 

 

 

Предварительная подготовка.

 

 

 

 

 Сценарий, объем.

 

 

 

 

 Эмоциональность.

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ______________________

_________________________________________________________

С выводами и предложениями ознакомлен: __________________

Председатель методического объединения : _________________

КЛАССНО - ОБОБЩАЮШИЙ КОНТРОЛЬ

Контроль проводится заместителем директора по воспитательной работе.

Цель контроля:

 познакомиться с системой работы классных   воспитателей и классными коллективами.

Содержание:

?    проверка личных дел, классного журнала, дневников;

?    встреча администратора с родителями учащихся класса с целью выяснения претензий к школе, просьб и т.д.;

?    анкетирование учащихся с целью выявления психологического климата в классном коллективе, взаимоотношений детей и классного воспитателя;

?    посещение уроков с целью выявления взаимоотношений предметников и класса, эффективности преподавания, воспитательного коэффициента урока, уровня воспитанности учащихся;

?    собеседование с классным руководителем с целью выяснения системы его работы с классом;

?    система контроля посещаемости;

?    связь с предметниками по успеваемости;

?    система работы с родителями, характеристика семей;

?    характеристика класса и личности учащихся;

?    содержание внеурочной деятельности;

?    какая помощь от администрации требуется.

Выход:

справка по итогам контроля, содержание которой доводится до сведения всего педагогического коллектива.

 КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ КЛАССНОГО ЧАСА

Классный час: это такое же воспитательное мероприятие, как любое другое: поход в театр, уборка школы, дискотека, диспут и т.д.

Классные часы можно систематизировать следующим образом:

?    кл/ч - организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела;

?    кл/ч - как разрешение возможного конфликта;

?    кл/ч - плановый, для подведения итогов, например, успеваемости;

?    кл/ч - как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся;

?    система кл/ч для реализации определенной воспитательной программы.

Критерии успешности классных часов:

?    активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо всех;

?    улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания;

?    изменение психологического климата в классе, сплочение классного коллектива, появление совместных ценностей, переживаний и чувств;

?    отсутствие конфликтов, которые случались ранее;

?    вовлеченность в активную класную жизнь недавних"изгоев”,"отверженных”;

?    улучшение отношений с родителями;

?    повышение ответственности за учебу и, как следствие, повышение успеваемости;

?    интерес учащихся к теме, к занятиям в целом.

МЕРОПРИЯТИЕ ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ

Для младшего среднего возраста.

     Деятельность - более благоприятная игровая. Игра имеет привлекательные для ребенка цели, всем известные и посильные правила, которые участников ставят в равные стартовые условия и в которых ребенок чувствует себя защищенным, а правила - справедливыми. Результат, победа приносит ребенку положительные эмоции, удовольствие, соблазн повторить действие. Окружающие не должны обижать, унижать, держать в страхе, стыдить, смеять ся над участником, тем более ругать или издеваться над огорчительной неудачей.

     Воспитание младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом положительных переживаний самого себя и собственной деятельности. Ему необходимо сознание того, что но знает, способен и умеет !

 Для подростка.

     Подростку нужна деятельность, которая дает возможность состязаться, т.е. проявиться, вызвать уважение окружающих, тем самым повысить свой статус в коллективе. Повысить статус для воспитанника означает лучше узнать себя и повысить самооценку, изменить отношение к себе, т.е. удостовериться в своей силе, взрослости, компетентности и умелости, тем самым способствовать развитию главного новообразования - чувства собственного достоинства.

     Воспитание в подростковом возрасте есть накопление подростком положительного опыта жизни и обучение рефлексии, т.е. подготовка и перевод его в режим саморегулирования, самоуправления, самовоспитания, что будет способствовать укреплению чувства собственного достоинства.

Для юношеского возраста:

     Юноша нуждается в условиях для самоопределения, для выбора смысла жизни. Поэтому деятельность призвана дать ему возможность максимально собрать знания о себе: своих задатках, спосбностях, возможно, талантах, выработанных умениях и навыках, чтобы определить для себя будущие цели, ценности жизни и социальные роли: профессию, любовь, семью, дружбу, хобби, увлечения и т.д. Юношам нравятся интеллектуальные диспуты и игра ума, умные беседы о любви и сексуальное просвещение, но вместе с тем нужен реальный труд с возможностью заработать деньги. Первая зарплата для молодого человека - это признание обществом его зрелости, социальной значимости. Поэтому педагоги должны стремиться содействовать получению старшеклассниками допрофессиональной и профессиональной подготовки путем профилизации обучения, а такжеподготовки к будущей семейной жизни.

Позиция воспитателя - предоставить воспитанникам максимальную свободу для инициативы и творчества.

Примечание: т.о., становится очевидным, что нет универсальных схем для организации воспитательного мероприятия, чтобы оно было эффективным для учащихся разных возрастов. Ожидания воспитанников неодинаковы, так как различны их потребности на тех или иных стадиях жизни.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КТД ПО МЕТОДИКЕ И.П. ИВАНОВА

     Педагогу следует помнить: всем участникам мероприятия и каждому в отдельности понравится такое дело, где он как-то умел проявить себя, оказать влияние на других, добиться успеха, испытать положительные эмоции и чувство гордости за себя.

     После таких состояний и приобретенного успешного опыта ребята с удовольствием примутся за организацию нового дела.

     Прежде чем собираться на"общий сбор", следует психологически готовить детей."По Иванову"- должна пройти "гайдаровская разведка"полезных дел, поступить некий"заказ"от администрации, школьного совета, родительского комитета и др., чтобы эмоционально"раскачать"детей, породить мотив к деятельности.

Работа ведется по следующему плану:

?    этап коллективного выдвижения идей на общем сборе. Происходит "мозговой штурм”, во время которого запрещается любая критика, фиксируются все предложения;

?    коллективное обсуждение, отбор приемлемых идей в соответствии с условиями и возможностями членов коллектива;

?    коллективное планирование дела, проектирование ожидаемый результатов;

?    выборы совета дела, распределение ответственности среди членов актива ;

?    подготовка дела, распределение поручений, инструктаж, определение сроков и степеней ответственности;

?    проведение дела;

?    коллективный анализ и оценка дела, выявление достоинств и недостатков, положительного и неудачного;

?    последействие, определение перспектив, организация"радости завтрашнего дня”.

Примечание: организуя коллективную деятельность детей, педагог все время должен видеть в ней особенности самопроявления, состояние каждого отдельного воспитанника, его сильные стороны, уверенность в себе, напористость, способность убедить в своей правоте и повести за собой или, напротив, комплексы и"защиты”: обидчивость, вспыльчивость, ненаходчивость, неспособность доказать даже конструктивную идею. Безусловно вторых нужно взять под свою защиту и оказать в нужный момент поддержку:"Действуй, а я тебе помогу". 

СТИЛИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАТОРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ПО  А.Н.ЛУТОШКИНУ)

“Плывущий плот":

соглашающийся, уступчивый; малоэффективен в организаторской работе, может применяться как вспомогательный.

"Снующий челнок":

уговаривающий, просящий, компромиссный; принимается вспомогательно, в зависимости от ситуации.

"Разящие стрелы";

приказывающий, настаивающий, жестко требующий; более эффективен в группах:"Песчаная россыпь","Мягкая глина”,"Мерцающий маяк".

"Возвращающий бумеранг":

советующийся, консультирующийся, коллегиальный, требующий; более  эффективен в группах:"Горящий факел”,"Алый парус","Мерцающий маяк".

РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА

(ПО  А.Н.ЛУТОШКИНУ)

"Песчаная россыпь": эта группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

"Мягкая глина": скрепляющим звеном здесь еще являются дисциплина и требования старших, ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу, существуют группировки, которые нередко ссорятся.

"Мерцающий маяк": эта группа отличается от других своей индивидуальностью, но недостаточно проявляется инициатива и настойчивость в преодолении трудностей.

"Алый парус": хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям, не всегда хватает мужества признавать свои ошибки.

"Горящий факел": этот коллектив отличает тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, сотрудничество, ответственность друг за друга.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ

(ПО А.Н. ЛУТОШКИНУ)

 Хорошая работа зависит от знания людей, личности организатора, знания коллектива, знания основ организаторской работы, знания дела, которое организуешь, умения организовывать:

?    поставьте цель, определите, что требуется сделать;

?    подумайте, какими путями ее лучше достигнуть;

?    разбейте всю работу на части;

?    составьте план выполнения дела;

?    посоветуйтесь с другими организаторами;

?    установите, как должна идти работа;

?    подберите помощников, исполнителей;

?    распределите обязанности;

?    объясните, что требуется сделать;

?    согласуй работу с другими организаторами и организациями;

?    контролируй ход работы, вноси, если надо, изменения;

?    учитывайте кто как работает;

?    подведите итоги по окончании работы, проанализируйте дело. 

АТТЕСТАЦИЯ

Прием заявлений на все квалификационные категории производится с 15 апреля по 30 мая. Аттестуемый должен быть предупрежден за 2 недели о сроках и формах аттестации.

Для экспертной комиссии аттестуемый должен приготовить от 3 до 10 мероприятий, классных часов или других форм работы.

За 10 дней до заседания аттестационной комиссии аттестуемый должен сдать свои материалы.

Аттестация не может продолжаться более 2 месяцев, по окончанию этого срока  экспертная группа должна вынести заключение о соответствии или несоответствии заявленной категории.

В аттестационную комиссию необходимо подать следующие документы.

"Обязательная папка":

?    титульный лист;

?    ксерокопия заключения ВОИПКРО о прохождении первого этапа;

?    3 аттестационных листа, заполненных по шестой пункт;

?    ксерокопия трудовой книжки: титульный лист и лист, где сделана запись о последней аттестации;

?    заключение о соответствии второй или первой квалификационной категории (если аттестуемый"прыгает"через категорию);

?    экспертное заключение.

"Творческая папка":

?    титульный лист;

?    самоанализ;

?    характеристика, заверенная директором школы;

?    тематика выступлений;

?    тематика открытых классных часов и мероприятий за три года;

?     анализ уровня воспитанности и уровня коллективности за три года;

?   сведения об участие детей в районных, городских и областных воспитательных мероприятиях;

?   рейтинг;

?   грамоты, дипломы;

?   печатные материалы;

?   другой творческий материал (методические разработки, программы, дидактический материал).

 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИОННЫМ КАТЕГОРИЯМ

Вторая квалификационная категория:

*      знать элементарные методы и средства педагогической диагностики;

*      основные формы дифференциации и развития познавательной деятельности;

*      основные формы дифференциации контингента обучающихся;

*      знать теорию педагогики, валеологии, психологии, методик обучения и воспитания.

Первая квалификационная категория:

*      знать и уметь, что определено для второй квалификационной категории;

*      применять новые технологии;

*      методы анализа учебно-методической работы по предмету;

*      работа по программам, включая госстандарт;

*      творческий отчет;

*      мероприятия на район, город;

*      наличие знаний в области смежных дисциплин.

Высшая квалификационная категория:

*      знать и уметь, что определено требованиями для I квалификационной категории;

*      наличие новых методик;

*      опытно - экспериментальная работа;

*      творческий отчет;

*      открытые уроки на город, область;

*      новые технологии;

*      авторские программы;

*      высокий результат.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

(ВАРИАНТ 1)

Президент                                                                         1 человек

Вице-президент                                                                 1 человек

Министерство охраны правопорядка:

?    дежурный по школе                                                     1 человек

?    сменная обувь                                                             1-2 человека

?    поведение                                                                    1 человек

Министерство культуры:

?    дискотеки                                                                    1 человек

?    конкурсы                                                                     1 человек

?    постановщик                                                               1 человек

?    экскурсии                                                                     1 человек

Министерство информации и печати:

?    редактор                                                                       1 человек

?    художники                                                                    2 человека

?    оформители текста                                                        2 человека

?    журналисты                                                                  2-3 человека

Министерство внешних связей:

?    путешествия                                                                1 человек

?    контакты с другими классами                                       1 человек

?    приглашение гостей                                                     1-2 человека

Министерство здравоохранения:

?    режим дня                                                                  1 человек

?    гигиена                                                                       1-2 человека

?    профилактика заболеваний                                          1 человек

Министерство труда:

?    дежурство по классу                                                   1 человек

?    цветовод                                                                     1 человек

?    генеральные уборки                                                    1 человек

?    субботники                                                                  1 человек

Министерство финансов:

?    кассир                                                                          1 человек

?    бухгалтер                                                                     1 человек

Министерство образования:

?    посещаемость уроков                                                  1 человек

?    посещаемость кружков                                                 1 человек

?    посещаемость факультативов                                       1 человек

?    проверка дневников и учебников                                  1 человек

?    успеваемость                                                              1 человек

Итого: 30 должностей.

Занятость: 30-37 человек.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

(ВАРИАНТ 2)

Органы самоуправления.

Младший и средний школьный возраст.

Председатель совета отряда                              1 человек

Заместитель председателя совета отряда          1 человек

Организатор работы в помощь учебе             5-6 человек

Организатор спортивной работы                    5-6 человек

Организатор культмассовой работы               5-6 человек

Организатор трудовых дел                                5-6 человек

Организатор вожатской работы                       5-6 человек

Органы самоуправления.

Старшие классы.

Староста                                                          1 человек

Комсорг                                                           1 человек

Учебный сектор                                                     5-6 человек

Культмассовый сектор                                        5-6 человек

Спортивный сектор                                              5-6 человек

Трудовой сектор                                                   5-6 человек

Сектор по работе с вожатыми                           5-6 человек                        

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

(ВАРИАНТ 3)

  1. 1.      Управление и руководство:

?    директор класса                                                          1 человек

?    заместитель директора класса                                  1 человек

?    члены совета школы                                                1-2 человека

?    финансовый отдел                                                       2 человека

  1. 2.     Силовые структуры:

?     дежурный офицер по школе                                     1 человек

?     дежурные офицеры по успеваемости                      3 человека

?     дежурный офицер по посещаемости                       1 человек

?    классный ОМОН (дисциплина)                              1 человек

  1. 3.     Санитария и эпидемиология:

?    санэпидемотдел по классу                                         1 человек

?    санэпидемотдел по школьной территории             1 человек

?    отдел"Мебель класса"                                        2-3 человека

?    экологический отдел                                               1-2 человека

  1. 4.     Социология и психология:

?    классный психолог (конфликты)                           1 человек

?    классный социолог (помощник кл/вос)                1 человек

  1. 5.     Средства массовой  информации:

?    отдел журналистики                                                   3 человек

?    отдел историографии класса                                     2 человек

  1. 6.     Олимпийский комитет:

?    отдел"Чемпион"                                                 2-3 человека

?    медицинский отдел (осв. от ф-ка)                         2 человека

  1. 7.      Культура и просвещение:

?    классный"Голивуд"                                                3 человек

?    отдел педагогики                                                    2-3 человека

Итого: 20 должностей.

Занятость: 32- 37 человек. 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

(ВАРИАНТ 4)

Совет старейшин                                                         6 человек

 (включает в себя пятерых старейшин племен и главного вождя)

Племя"Трудолюбивые пчелки"                                        5-6 человек

Племя"Заботливые няньки"                                             4-5 человек

Племя"Стремительные гепарды"                                     5-6 человек

Племя"Мудрые знайки"                                                     6-7 человек

Племя"Веселые затейники"                                                6-7 человек

Поручения рассчитаны на класс в 28-32 человека.

Оптимальный возраст 10-12 лет. 

СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗРАБОТОК

НАЗВАНИЕ

(классный час, мероприятие или родительский лекторий)

 

Цели и задачи:

Место проведения:

Оборудование:

Форма:

 

Ход классного часа (мероприятия или лектория).

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

AdminSchool

Администратор сайта

Самое актуальное
9
ДЕКАБРЯ
Конкурс рисунков "300 лет прокуратуре РФ"
Подробнее
8
ДЕКАБРЯ
Прокуратура РФ 300 лет на страже закона.
Подробнее
8
ДЕКАБРЯ
"Видеть руками"
Подробнее
7
ДЕКАБРЯ
Конкурс листовок "Спасибо, нет!"
Подробнее
6
ДЕКАБРЯ
Тематический день, посвященный 80-й годовщине битвы под Москвой.
Подробнее
6
ДЕКАБРЯ
День Матери в дошкольной группе
Подробнее
3
СЕНТЯБРЯ
«Вместе против террора»
Подробнее