Положение
о порядке действий работников МКОУ Новогольеланской СОШ
при выявлении факта жестокого обращения (насилия) в отношении обучающихся
- Общие положения
- 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с целью организации раннего выявления фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и повышения эффективности помощи, оказываемой несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения или подвергшимся насилию.
- 1.2. Порядок содержит действия работников образовательной организации в случае установления фактов или подозрения на жестокое обращение с несовершеннолетними.
- Действия педагогических работников в случае жестокого обращения (насилия) в ученической среде
- 2.1. Прекращение насилия
Любой педагог, увидевший или предположивший, что в отношении ребенка были совершены (совершаются) насильственные действия физического или психологического характера, незамедлительно:
- 2.1.1. принимает меры по пресечению наблюдаемых насильственных действий и обеспечению безопасности пострадавшему обучающемуся;
- 2.1.2. оказывает первую помощь пострадавшему и вызывает скорую медицинскую помощь;
- 2.1.3. информирует об инциденте дежурного администратора;
- 2.1.4. делает запись в Журнале учета происшествий (случаев насилия) в день совершения инцидента.
2.2. Разбор случая.
Классный руководитель:
- 2.2.1. проводит по отдельности беседу с пострадавшими, обидчиками и свидетелями.
Беседа предполагает установление:
реальности факта совершения насильственных или дискриминационных действий;
длительности и повторяемости этих действий (первый и единственный случай, повторные насильственные действия или систематические издевательства - буллинг);
характера действий и обстоятельств, при которых они происходили;
участников действий (пострадавший, инициатор/зачинщик, обидчик, активные последователи, свидетели, защитники);
состояние пострадавшего;
мотивацию совершения насильственных или дискриминационных действий;
отношение свидетелей к происходящему, пострадавшему и обидчику;
динамики происходящего, возможных последствий насилия для всех его участников и вероятной модели развития ситуации.
- 2.2.2. информирует администрацию об итогах разбора случая.
2.3. Оказание помощи, принятие воспитательных и дисциплинарных мер, завершение случая.
Классный руководитель:
информирует родителей «жертвы» и «обидчика» о случившемся инциденте, позиции образовательной организации в отношении насильственных действий, мерах, которые будут предприняты для защиты ребенка (жертвы) и в отношении обидчика;
предлагает оказание психолого-педагогической помощи (в организации или за ее пределами) в преодолении последствий психологической травмы (пострадавшему ребенку) и в поведенческой коррекции (ребенку - обидчику).
если случай жестокого обращения (насилия) получил широкую огласку, в целях пресечения распространения слухов классный руководитель совместно с администрацией делает публичное сообщение для родителей и обучающихся о сути конфликта и принятых мерах;
по факту завершения случая (оказана помощь всем участникам, в отношении обидчиков приняты воспитательные и дисциплинарные (при необходимости) меры, обстановка в классе (группе) нормализовалась и повторных проявлений насилия со стороны обидчиков (или других лиц в отношении пострадавшего или других обучающихся) не наблюдается в течение 3-4 недель) делает запись в Журнале учета происшествий (случаев насилия).
Педагог-психолог:
участвует (при необходимости - по приглашению руководителя организации, его заместителя или классного руководителя) в разборе ситуации;
оценивает психологическое состояние пострадавшего, обидчика, свидетелей и оказывает им психологическую помощь (при наличии письменного согласия родителей);
консультирует администрацию организации, классного руководителя, других педагогов и работников по тактике поведения в отношении участников насилия, по вопросам проведения разъяснительной и профилактической работы в классе (группе) и в образовательной организации в целом;
консультирует родителей участников ситуации, при наличии показаний рекомендует обратиться за психологической, медицинской и социальной помощью в другие учреждения;
мониторит психологическое состояние участников ситуации и других учащихся класса (группы), при необходимости проводит групповые занятия и консультации; тренинги, беседует с родителями, рекомендует обращение за индивидуальной психологической помощью.
Социальный педагог:
участвует (при необходимости - по приглашению руководителя организации, его заместителя или классного руководителя) в разборе ситуации;
координирует оказание помощи учащимся со стороны различных специалистов (психолога, социального работника, медицинского работника, юриста и др.) и служб,
взаимодействует с родителями учащихся и информирует об оказанной помощи классного руководителя и ответственного заместителя директора;
консультирует классного руководителя, других педагогов и работников по тактике поведения в отношении участников насилия, по вопросам проведения разъяснительной и профилактической работы в классе (группе) и в образовательной организации в целом;
совместно с классным руководителем или с ответственным заместителем директора организует обсуждение случая или профилактическую беседу с классом (группой).
3 Действия административных работников
назначает ответственных и контролирует проведение разбора случая и оказание помощи вовлеченным сторонам;
незамедлительно информирует вышестоящий орган управления образованием, правоохранительные органы о случае насилия, повлекшем тяжёлые последствия для пострадавшего (особенно в случаях физического и сексуального насилия).
принимает меры в отношении работников образовательной организации, своевременно не среагировавших на тревожные сигналы (оставивших без внимания сообщения о попытках насилия, игнорировавших конфликтные ситуации) или не прекративших насильственные действий (свидетелями которых они стали или о которых знали);
принимает дисциплинарные меры в отношении работников образовательной организации, допустивших насильственные действия по отношению к учащимся или коллегам;
принимает в отношении обучающихся, совершивших насилие, воспитательные и дисциплинарные меры, в числе которых могут быть: беседа, замечание, выговор, постановка на внутриучрежденческий учет для дальнейшего наблюдения, оказание психологической помощи;
организует проведение совещания педагогов и сотрудников, родительского собрания, классного часа для обучающихся по обсуждению случая насилия и возможностей предотвращения подобных случаев в будущем.